Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[11/04/2011] Дмитрий спрашивает:

Здравствуйте, ув.о.Рафаил!

Мой покойный духовный отец (прт.Владимир †2007) говорил незадолго до смерти (не знаю, считать ли это завещанием, в смысле обязательного исполнения), что после его ухода мне следовало бы найти другого отца (лучше монаха), т.к. я не исцелен от гордости и легче идти под руководством. Также у нас были беседы по поводу принятия священства, но как послушание я сначала "должен защитить диссертацию и потом все бросить" (я уже вышел на защиту, но т.к. эта рубрика редко открывается, то дерзнул спросить "авансом").

Попытки найти духовного советника (отца можно ли найти? я помню, как 18 лет назад нас свел Господь и понимаю, что это была не человеческая воля) заканчивались тем, что при открытии помыслов чувствовались либо желание обладать моей волей и не только, или простая отстраненность, или покровительственное поведение (сверху вниз), или опасение.

Подскажите, батюшка, каким Вы видите мое положение. Спаси Господи, дождаться Пасхи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий! Смерть не разрывает духовных уз. Ваш покойный духовный отец продолжает молиться за вас и находится в невидимом общении с вами. Его благословение насчет диссертации надо исполнить, иначе это загробное общение ослабеет.

Согласен, что послушание – одно из радикальных средств борьбы с гордыней. Для этой цели надо найти строгого духовного отца, который не был бы очарован вашей интеллектуальностью и не миндальничал бы с вами, если вы допустите ошибки или высоко поднимете голову.

Вы пишете, что не могли найти духовного отца по следующим причинам:

1) что у духовника появлялось «желание обладать вашей волей». Но ведь само послушание проявляется как раз в отсечении своей воли перед старцем, так как наша воля поражена грехом, немощна и чаще всего преклоняется к страстям, а не голосу разума. Оберегая свою волю от «поползновения» со стороны старца, вы, на самом деле, оберегаете гнойник от врача.

2) «Простая отстраненность». А почему старец должен при первой встрече во всем доверять вам и чуть ли не бросаться на шею? Первая встреча это диагностирование болезни и душевная разведка, в хорошем смысле этого слова.

3) Вас задело «покровительственное поведение (сверху вниз)». Естественно, что наставник покровительствует своему ученику, а не наоборот. Здесь товарищеские и фамильярные отношения вообще неуместны. Старший передает – младший воспринимает, а вам возможно кажется, что вы и старец взаимно обогащаете друг друга. В такую уравниловку не вкладывается само понятие духовного руководства.

4. «Опасение старца». Действительно старцы опасаются, что их слова не будут исполнены, а обратятся в грех непослушания. Ведь старец отдает силы и время именно для того, чтобы его благословения и советы были бы исполнены, а не для пустой беседы. Если бы вы набрались терпения и послушно исполняли сказанное вам, то все опасения старца исчезли бы и сменились доверием.

Вы спрашиваете: каким я вижу ваше положение. Мне кажется, что это положение больного, которое ухудшается, но он не решается на радикальную операцию, боясь боли или самого врача.

Взаимно желаю вам в добром здоровье и радости встретить Святую Пасху! Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили