Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[11/04/2011] Артём Одесса спрашивает:
Сердечно поздравляю вас батюшка Рафаил с крестопоклонной неделей Великого поста. Спаси вас Господи что вы находите время на ответы на наши вопросы.
1. Хотелось бы узнать как должны были произойти все люди после Адама и Евы в раю. Просто у св. Димитрия Ростовского написно в Алфавите духовном что все должны были появиться так же как и сами Адам и Ева, а у Паисия Святогорца что люди должны были появться совокуплением, однако без каких-либо плотских пристрастий и он говорит что так зачали Пресвятую Богородицу св.Иоаким и Анна.
2. Какого автора толкование на Псалтирь могли бы вы посоветовать?
3. Как вы счтитаете человеку хотящему уйти в монастырь следует заканчивать духовную семинарию чтобы яснее разбираться в вопросах веры, в связи в неустойчивым временем и яростно оброшивающихся н церковь ересей и нововведений.
4. У меня при творении Иисусовой молитвы внимание как бы во рту, это нормально?
Прошу ваших святых молитв о болящих архим.Арсении, Елене, Екатерине и о своём недостоинстве.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Артемий! Поздравляю вас с началом шестой недели Поста!
1. По мнению Блаженного Августина, если бы не грехопадение Адама, то совокупление людей в Эдеме было бы бесстрастным, как бесстрастно бросает земледелец семена пшеницы в борозды, ожидая будущего всхода; оно было бы основано только на одной чистой идее деторождения.
2. Я посоветовал бы вам толкование Зигабена. Но, по моему убеждению, Псалтирь остается глубже всех его толкований.
3. Если человек готовит себя к церковно-общественной деятельности, то окончить духовную семинарию и академию полезно, но при этом надо помнить, что духовная школа дает только основы, как бы канву, а главное – самообразование. К счастью мы имеем прекрасные руководства по богословию, относящиеся к 19-му столетию, называемого «серебряным веком» богословия.
В 20-ом веке положение с богословием усложняется: у части богословов чувствуется увлечение протестантизмом, рационализмом и вообще модернизмом. Поэтому лучше вначале изучить классическое богословие, а затем труды богословов 20-го столетия. Если же человек хочет заняться монашеско-аскетической жизнью, которая требует уединения, ограничения информации и сосредоточения на молитве, то достаточно знать азы богословия, чтобы не воспринять ложных мнений, которые распространяются в наше время, а особое, углубленное изучение богословия для монашеской жизни не является необходимым.
Впрочем, если даже человек хочет посвятить свою жизнь общественно-церковной деятельности, то несколько лет проведенных в монастыре обогатит его опытным знанием аскетики и дополнит его богословское образование.
Преподобный Антоний Великий пишет, что кузнец, прежде чем взять кусок железа, должен вначале подумать, что он собирается делать из него – меч или серп, а затем приступить к работе. Так и здесь. Вопрос, что лучше: монастырь или духовная школа, или монастырь, соединенный со школой, зависит от того, какую деятельность решил избрать человек и какие у него духовные потребности.
4. Схиархимандрит Серафим (Романцев) советовал начинающим при чтении Иисусовой молитвы, держать внимание на губах; а инок Дорофей – под кадыком, в том месте, где рождается слово.
Призываю на вас Божие благословение и прошу молитв.
|