Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[01/04/2011] Александр спрашивает:
Добрый день, батюшка!
"...Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь...". Отче, насколько правомерно, верно (и можно ли) православному христианину в беседах с инославными или православными (вне мирового православия) о границах Церкви - жестко ограничивать эти границы евхаристической общностью Поместных Церквей. Можем ли мы в полемике столь жестко устанавливать границы Церкви, не будет ли это крайностью или именно это есть точное выражение нашей веры ? (В Соц. Концепции, раздел "отношения к инославию" как то слишком все "размазано" (понимай как знаешь))
Спасибо большое, за возможность услышать ответ, Ваше преподобие. Поминаю Вас в своих молитвах и прошу взаимно Ваших святых молитв. Александр.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр! Что представляет собой сама Церковь? Это Тело Христово; у одной главы не может быть несколько тел. Земная Церковь это живой, духовный литургисающий организм. Как раз границы евхаристическо-молитвенного единства и являются духовными границами Церкви. Эти границы динамичны, их нельзя начертить как границы государств на географической карте мира. Поле Церкви имеет другие измерения и критерии; это действие спасительной благодати в душах людей, приемлющих эту благодать. Человек вступает в Церковь через таинства, а укрепляется в благодати через молитву и веру, проявляемую в добрых делах.
Мы веруем во Единую Церковь. Поместные церкви это не множество церквей, а иерархические организации, имеющие самоуправление и представляющие Единую Церковь в различных регионах. Церковь требует догматическое единство и самотождественность во времени. Церковь одна. Не могут существовать другие церкви без вероисповедального единства и иерархической преемственности, ведущей свое начало от апостолов.
Модернисты стараются размыть понятие самой Церкви, превратить ее в какой-то неопределенный универсум или представить ее каким-то психологическим явлением. Один из видных модернистов Булгаков заявил, что «Церковь это литургисающий космос». За этими броскими словами следует, что Церковь включает в себя язычников, иноверцев, атеистов и т.д., то есть, все существующее находится в границах Церкви. Такое представление, по сути дела, означает отрицание самой Церкви.
Церковь – Едина; она духовное единство, она единит людей с Богом, она проповедует единую веру и совершает единые таинства, она духовное Тело Христа Спасителя, и свет Логоса на земле. Другой церкви нет. За пределами Логоса – духовная тьма и хаос. Церковь - «столп и утверждение истины». Не может быть множество, несогласных друг с другом истин. Не может быть божественной истины, которая менялась бы во времени.
Благодарю вас за молитвенную помощь. Спаси вас Господи.
|