Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[28/03/2011] Ирина спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил, скажите , пожалуйста, как вы относитесь к старообрядческой(древлеправославной Церкви), много читала про реформу Никона и "инквизицию" того времени на Руси, про староверов. Так больно, что все это произошло.
Действительно, много ошибок и в тексте Библии и в молитвах (в частности Символе Веры и даже в Таинстве Крещения). Что вы думаете обо всем этом?
с уважением, Ирина.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ирина! Вопрос о старообрядчестве, по моему мнению, очень сложный и болезненный. Бог не осуществляет правду через насилие, а Патриарх Никон проводил свою реформу с помощью репрессирующего государственного аппарата. Именно насилие было одной из причин раскола, ставшего трагедией для Русской Церкви.
Фрагментальное исправление книг и обрядов, само по себе нужное и целесообразное, не должно было принять вид реформы. Что касается старообрядчества, то в нем провинциализм (где часть, отторгаясь от целого, берет на себя функции целого) взял верх над принципом универсализма, кафоличности и соборности. Естественное желание сохранить форму, с которой неразрывно связано содержание, превратилось в консервацию ошибок и несовершенств самой формы.
Главная вина старообрядчества заключалась в том, что их протест и неприятие исправленных книг перешли в хулу на Православную Церковь. Думаю, что нельзя отождествить старообрядчество с древлерусской Церковью, так как в Древней Руси до Иоанна Грозного и старца Вассиана был другой духовный и психологический фон. Мне кажется, что Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович своим диктатом заложили психологические основы реформам Петра, которые обратились против самой Церкви.
Помоги вам Господи.
|