Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[07/02/2010] Фотиния спрашивает:
Отец Рафаил! Радости вам духовной! Почему-то очень важно понять для меня смысл: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы".
И еще - как преодолеть склонность к преувеличению, приукрашению, неточному изложению фактов. Когда говоришь, то думаешь - все честно, начинаешь вспоминать - то забыла, то преувеличила. Получается почти каждое слово - вранье...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Фотиния! Цитируемый вами стих пророчески означает сошествие Христа в ад. После согрешения Адама человечество попало под власть диавола, и после смерти человека, кто бы он не был – грешник или праведник, – его ожидала вечная смерть. Ад казался непоколебимой твердыней. Только искупительная жертва Спасителя могла сломить вечные врата ада. После распятия и смерти душа Христа входит в преисподню и освобождает от власти демона праведников – тех, кто верили в Его пришествие и старались исполнить в жизни волю Божию. Слова: «Возьмите врата князи ваша…» объясняются по-разному. Некоторые считают, что это ангелы, невидимо сопровождающие душу Христа. Другие подразумевают под «князями вашими» темных духов, которые не могут защитить ад – сохранить закрытыми его врата; это князи бесовские, бессильные перед Богом. Слава Божия – благодать Божия; слава Человеческой природы Спасителя – Распятие, через которое совершилось спасение человечества. До распятия Христа даже праведники были добычей ада. После того, как Христос вошел в преисподню и вывел оттуда души праотцев, открылись врата рая, Дух Святой сошел на землю и образовал Церковь; теперь через веру, добрые дела и покаяние люди становятся наследниками небесных обителей. Ад сломлен, но не уничтожен. Кто на земле не стяжал благодати Духа Святого, а жил по своим страстям и грехам, получат еще худшую долю, чем ветхозаветные люди, непросвещенные благодатью.
Некоторые толковники понимают этот стих, как Вознесение Христа по человечеству к Небесному Отцу в область неприступного света, в которую не могут войти ангелы. Надо сказать, что толкование Священного Писания только поясняет его смысл, но не исчерпывает его. Поэтому экзегеты как бы дополняют друг друга.
Чтобы преодолеть склонность к преувеличению, надо стараться не производить эффекта своими беседами, иначе обязательно включится воображение, а где воображение – там и преувеличение. Не стремитесь быть центром внимания окружающих вас людей. Говорите кратко и сдержанно, в первое время даже несколько сухо. Старайтесь также не включаться в эмоциональное поле своих собеседников. Помоги вам Господи.
|