Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Преображения Господня!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни



[22/03/2005] Марина спрашивает:

Прошу Вас, ответьте. Очень мучающий меня вопрос. как соотносятся в православии любовь к Богу и любовь, конкретная, осознанная, всепрощающая, долготерпящая к конкретному живому человеку? Возлюбить ближнего своего - не то, это можно отнести ко всем окружающим людям, вызывающим равнодушие либо неприязнь.А вот когда Любовь? что это?для чего? Нигде не могу найти ответа в православной литературе. Посоветуйте, что почитать, а то я постпенно прихожу к Шопенгауэру, что любовь-лишь уловка природы склонить людей к деторождению. Это не так!!!Нигде в Новом Завете я не нашла слов о Любви к человеку, конкретному лицу, противоположному полу, речь идет только о Любви к Богу. Если эту любовь к Богу осознать и прочувствовать,( а я уже не так далеко от этого осознания), то возникает ощущение, что мне вобще не нужен близкий человек.Даже дорогу можно переходить на красный свет, только потому что все в руках Божьих.Зачем тогда семья, дети, да и как они возникнут без трепета любви??? Получается, девушкам нужно прямиком в монастырь, ребятам-туда же. Человечество вымрет, если все будут соблюдать целомудрие пожизненно. Как же без своей половины, без волнения сердец, без этого всепоглощающего чувства??? Простите мне мою темноту, я хочу понять.Спасибо Дополнение. Благословите! 1.Что говорит Церковь о том, что истинно любящие друг друга люди воссоединяются на небесах? Так ли это? 2.Если нет, зачем тогда любовь? 3.или православие отрицает любовь между мужчиной и женщиной? 4.Можем ли мы с любимым соединиться на неебесах, если мы пожертвовали собой ради сохранения его семьи? 5.или он там встретится со своей земной женой? 6.Что я могу сделать, чтобы воссоединиться с ним там? Есть ли у меня такой шанс, если я уйду в монастырь?
Простите мне мою темноту, но я очень хочу понять...


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемая, Марина. На часть ваших вопросов я уже ответил. Под любовью подразумеваются различные состояния, и чувства человеческой души. Есть духовная любовь; это - любовь к Богу и человеку – как Его образу и подобию. Эта любовь принадлежит не одному человеку, а объемлет всех людей! Святой Максим Исповедник писал: «Возлюби Господа всем сердцем своим, а людей одинаково, как бы одно лицо». Св. Василий Великий пишет, что чрезмерная любовь к одному человеку означает оскудение любви к другим. Затем идет дружеская любовь – это душевная любовь, основанная на взаимопонимании, сходства характеров, общности интересов и т.д. Существует кровная любовь – это родственные отношения между людьми, особенно между родителями и детьми. Затем мы видим плотскую любовь между мужчиной и женщиной, где семейная солидарность соединена страстью, но не лишена, в тоже время элементов дружеской любви. И, наконец, сексуальная «любовь», которая представляет собой, на самом деле, голую страсть. Поэтому мне кажется, что у вас плотская любовь, которую вы хотите представить как некое всеобъемлющее чувство. Христианство открыло нам критерий духовной любви, - это любовь к своим врагам. А всепрощающая и долго терпящая любовь, о которой вы пишете, это готовность заранее прощать и терпеть все ошибки, ради удовлетворения своей страсти. На самом деле, страсть это деградировавшая, слепая и в определенном смысле, извращенная любовь, которая по справедливости не должна носить имя любви. Вы спрашиваете: для чего тогда любовь? Более правильно было бы задать вопрос: от чего произошла страсть? Из книг о любви советую вам почитать произведения Св. Максима Исповедника «Сотницы о любви». Вы пишите, что не нашли в Новом Завете слов о любви человека к противоположному полу. Но ведь Евангелие не романтика. Впрочем, в посланиях апостола Павла содержатся наставления об отношениях супругов друг к другу, при том, мужу предписывается любить жену, как собственное тело. Вы пишите: «если любовь к Богу осознать и прочувствовать, то возникает ощущение, что вообще не нужен близкий человек». Любовь к Богу, захватывающий душу, является основой монашества. Но только не многие способны к такой любви. Далее вы пишите: «…даже дорогу можно переходить на красный свет, только потому, что все в руках Божьих». Производить беспорядок это вовсе не уповать на волю Божию. Вы пишите: «Зачем семья, дети без трепета любви?» любовь супругов друг к другу надо завоевать в борьбе с эгоизмом, в исполнении обязанностей и долга друг перед другом. Поэтому в выборе супругов должны участвовать не только страстные чувства, но и разум. Семья не должна держаться только на «трепете любви», т.е. на страсти, - это слишком шаткая опора. Люди, которым вчера казалось в страстном ослеплении, что они не могут жить друг без друга, завтра могут почувствовать себя чужими. Вы пишите: «…как можно быть без этого всепоглощающего чувства». Как раз чувство не должно все поглощать, а давать место долгу, обязанностям и христианскому целомудрию. В противном случае человек делается слепым рабом слепой страсти. Если чувство поглотит его рассудок, то человек может совершить грех и преступление ради удовлетворения страсти. Что касается Шопенгауэра, то его пессимизм начался с того, что любимая им женщина отдала предпочтение Байрону. Вы пишите: «Человечество вымрет, если все будут соблюдать целомудрие пожизненно». Я хочу сказать вам, что христианское целомудрие это не безобразие, а чувство естественной стыдливости. Оно хранит человека в чистоте до брака, а в супружестве исключает то, что стало называться «свободным сексом». Христианская семья это благословленной Богом союз, где главной целью является деторождение.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2019 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили