Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[02/01/2010] Владимир спрашивает:
Отец Рафаил, Благословите! Прочитал некоторые из ваших статей, спасибо за ваш труд. Если можно в кратце задам пару вопросов:
1. Читая много духовной литературы, к примеру сейчас дочитывая Иоанна Лествичника его Лествицу, практически все применяю к себе в смысле грехов, иногда страшно становится за себя, с другой стороны благодаря этому узнаешь врага в лицо и знаешь с чем бороться, у себя обнаружил, что практически все страсти мне присущи, но собенно уныния, и нечувствия, о котором Преподобный Иоанн там описывает, так вот могут ли эти грехи связаны быть с таким заболеванием как невроз, у меня он проявлялся в виде чувства тревоги, причем без причины, особенно при нахождении в обществе? Мучало года 3, не наблюдался, по милости Божьей прошло само, молился, немного постился и отпустило.
2. Можно ли попросить батюшку чтоб помог исповедаться, задавая наводящие вопросы, так как записывая на листок все боюсь пройдет формально, но сам исповедался один раз в жизни и прочитав по листку слов 30, меня батюшка спросил: "И Все?!" После, понял что мое покаяние тщетно?
Спасибо заранее.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир!
1. Вы задали очень интересный вопрос: связаны ли грехи с неврозами. Нервы представляют собой как бы грань между духовной и материальной субстанциями человека. Посредством нервной системы душа выражает себя и человек осуществляет контакт с внешним миром. Можно сказать, что нервы – это самое тонкое и хрупкое орудие души. Человек живет, поскольку его душа связана с телом. Но тело нечто большее, чем машина, или механизм для самовыражения души. Это органическая часть человеческой личности; и наше тело, особенно нервы, оказывают влияние на душу. Нервоз ослабляет взаимодействие между душой и телом. Он вызывает дисгармонию и перебои в этом синергическом процессе; поэтому невроз не препятствует, а осложняет духовную жизнь человека. Но при неврозе человек не теряет нравственного чувства и самопознания, поэтому может духовно совершенствоваться, но в аскетических упражнениях должен соблюдать меру и осторожность. Надо сказать, что неврозы часто бывают следствием наших страстей, особенно гордыни, когда человек находится в беспрерывном внутреннем конфликте с окружающим его миром. В этом случае, нравственная переориентация и борьба с гордостью могу излечить невроз. Нервные заболевания могут иметь наследственный характер или вызваны различными заболеваниями. Но и здесь правильное духовное устроение и молитва помогают больше, чем химиотерапия и внушения психологов. Часто психические заболевания, которые трудно отличить от нервных, происходит под влиянием темных сил. В таких случаях особенно помогают молитвы и таинства Церкви. Можно сказать, что единственным реальным лекарством от одержимости и безумия является благодать Божия.
Возникает вопрос, насколько нравственно ответственен одержимый и безумный за свои поступки. Кроме редких случаев, одержимость и безумие не полностью охватывают психику человека и больной ответственен настолько, насколько он вменяем.
Я ответил на ваш вопрос несколько пространно, для того, чтобы вы лучше уяснили, в каком положении вы находитесь. У вас легкая стадия невроза, который требует определенного духовного режима, если можно так выразиться, щадящего режима; и в большинстве случаев такое состояние проходит само собой, только надо не перетруждать себя и избегать стрессов, которые могут привести к рецидивам.
2. Можно, но наводящие вопросы священника на исповеди должны помочь человеку припомнить и осознать свои грехи и исповедовать их. Исповедь включает в себе самоанализ. Пассивное согласие с тем, что «я грешен во всем», это скорее убегание от исповеди, чем исповедь.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|