Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[24/02/2009] Димитрий спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил, благословите! Прошу Ваших советов.
Как правильно устроить свою духовную жизнь, чтобы не возникало разлада между внутренней "работой" (к сожалению, очень теплохладной) и научной работой, которой я обязан заниматься как физик? Каким должно быть правильное отношение к науке в моем положении? Хотелось бы идти к Богу путем Иисусовой молитвы.
Простите за беспокойство, прошу молитв о диаконе Сергии.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий! Великий физик Фарадей ответил на подобный вопрос следующими словами: «Когда я открываю двери молельни, то закрываю двери лаборатории; а когда открываю двери лаборатории, то закрываю двери молельни». Как я понимаю, Фарадей хотел сказать, что он не смешивает физический и метафизический миры, имеющие различные реалии, категории и законы бытия, средства и методы познания.
Физический мир познается через наблюдение, накопление и систематизацию фактов, выявление закономерностей и интерпретации этих фактов посредством построения гипотез и теорий. Духовный мир сверхлогичен и находится вне досягаемости сенсорных чувств и искусственных рецепторов; его нельзя повторить в эксперименте. Здесь средством постижения является сама вера, как наличие духовных интуиций, способных проникнуть в трансцендентальный мир. Научные «истины» это относительные истины, то есть правдоподобие, идеи, которые возникают, изменяются и умирают во времени. А религиозные, догматические истины – вечны и неизменны. Наука – область аналитического рассудка, с его индукцией и дедукцией, силлогизмами и абстракциями. А религия – область духа, где вера переходит в простое непосредственное видение. Когда приступаете к Иисусовой молитве, забудьте о земной эмпирии и сосредоточьте ум в словах Иисусовой молитвы, которые после многих трудов во мраке отрешенности от материального, становятся восьми реками, омывающими душу, а затем восьми просветами в вечность.
Помоги вам Господи.
|