Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Святой Троицы!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[11/02/2009] Александр спрашивает:

Здраствуйте о. Рафаил,

Не могли вы объяснить, насколько дуализм (Мышление/Протяжение и т.д.) Декарта соответствует представлением православного Вероучения о душе и теле или мышлении и пространстве?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр! Основы философии Декарта – дуализм и рационализм. Одно и другое чуждо христианству. Дуализм рассматривает человека не как монаду, а как диаду, где между умом и телом непроходимая пропасть. Здесь гностическое противопоставление духа и материи. Дух у Декарта отождествлен с умом; при этом ум проявляет себя как рассудок, поэтому гносис у Декарта носит характер безудержного и беспредельного рационализма. Этот рационализм, который вначале пробует доказать и защитить идею божественного бытия, затем переходит в борьбу с христианством, так как для него Бог предмет не благоговения, а познания. Для Декарта нет тайн ни метафизических, ни физических. А религия без мистики это мертвая схема, которую вначале терпят, а затем выкидывают вон. Для Декарта мир это механизм, и природа, включая животных, представляет собой некую машину.

Дуализм Декарта плохо связывается с учением Григория Паламы о предвечных божественных энергиях, имманентных миру, и делает непонятным центральное учение христиан о воскресении из мертвых. Дуализм Декарта представляет собой один из этапов секуляризации человеческого мышления. Бог представляется только как высший разум и математик вселенной, а не как живая Личность, с которым можно непосредственно мистически общаться. Бог не Откровения, а «чистого мышления» оказывается, в конце концов, непостижимым для логизирующего рассудка. Здесь рассудок, предоставленный самому себе, переходит от первоначального идеализма к агностицизму, от агностицизма – скептицизму и кончает позитивизмом. Поэтому я считаю картезианство расщеплением сознания человека, ограничение понятия ума одним из его свойств – рассудком и путем к банкротству к самой философии.

Ответ на подобный вопрос вы можете еще посмотреть здесь: http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/1447/index.html



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2019 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили