Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[28/01/2009] Вадим спрашивает:

Батюшка, помогите мне! Как избавиться от уныния?!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Вадим! Надо отличать уныние от печали. Печаль возникает по поводу определенных негативных событий, которые тяжело переживает человек, чаще всего, когда не осуществляются его желания. Этот разрыв между желанием и осуществлением порождает чувство бессилия. Человеку кажется, что счастье достигнуть невозможно, что его надежда разбилась как стеклянная чаша, выроненная из рук.

Но, все-таки, печаль это настроение, при котором смысл жизни не исчезает. Печаль похожа на лихорадку, которая потрясает душу, но все-таки ненадолго.

Уныние – это устойчивая печаль, которая из настроения переходит в продолжительное состояние. Если печаль больше поражает эмоциональную сферу, то уныние парализует волю человека; если печаль – острая, но проходящая боль, то уныние – тяжелый камень, который давит на сердце. При унынии жизнь теряет смысл и кажется какой-то нелепостью, каким-то тяжелым, непробудным сном; человеку хочется исчезнуть, перестать существовать, уйти из этого мира. Последний этап этой болезни – отчаяние.

Есть еще один вид уныния, которое переживали подвижники. Это особое демоническое искушение, когда по попущению Божьему диавол подходит к человеку и тот испытывает не психическую, а духовную метафизическую муку: человек как бы проходит через ад, и если он перенесет это искушение, то получит духовный опыт. Он начинает понимать, как страшен демонический мир, в котором душа может остаться навсегда, как зверь, пойманный в капкан, или путник, завязнувший в топком болоте. Он убеждается, что в борьбе с демоном недостаточно человеческих сил, а необходима благодать Божия, и осознает, что сам по себе не может совершить ничего доброго. Такое состояние демонического уныния нередко бывали у пустынников.

В книге "Старец Силуан" описывается состояние богооставления, которое пережил этот афонский монах, и до самой смерти проходил науку – смирять свой дух. Когда мы говорим о бесовском унынии, которому подвергались подвижники, то следует еще упомянуть о спорадических приступах уныния у людей, находящихся в состоянии духовной прелести. Это люди, прельщенные и обманутые демоном, которые посчитали себя особыми избранниками Божьими, поверили, что они предназначены для великих дел и в сердце своем решили, что уже при жизни святы. Но все таки душу человека невозможно обмануть до конца, и по временам прельщенные чувствуют под чьей страшной властью они находятся, и тогда их экзальтация сменяется приступами тоски, настолько мучительной, что некоторые из них кончали жизнь самоубийством. Признаками состояния духовной прелести являются ненависть к послушанию, бесстыдные рассказы или намеки о своих подвигах, осуждение других, а в некоторых случаях нелепые поступки, которые прельщенный совершает по внушению демона. Известно, что демон большой шутник и любит поиздеваться над своими жертвами, как в древности короли – повеселиться зрелищем придворных шутов.

Как избавиться от уныния? Покойный митрополит Зиновий (Мажуга), вскоре после моего рукоположения в монахи, сказал: "Если хочешь сохранить в душе мир, то не привязывайся ни к кому и ни к чему – ни человеку, ни вещи, ни книге, ни месту. Когда увидишь в себе пристрастие, то тотчас отсекай его. Не приобретай много книг и даже не держи у себя много святынь, а делись ими с твоими братьями по духу. Если будешь надеяться на внешнее, то потеряешь надежду на Бога, а вместе с тем уйдет из души радость".

Другой раз он сказал: "Сильно не желай ничего кроме спасения и вверяй свою жизнь промыслу Божьему". Я считаю, что самым действенным средством от уныния является послушание, с полным отсечением своей воли. Как только человек решится на послушание, то сразу же получает облегчение; а когда пребывает в беспрекословном послушании, то печаль и уныние отходят.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили