Вопросы и ответы: Общие вопросы
[28/02/2009] Ксения спрашивает:
Прямо или косвенно, в большей части грехов задействован не один, а несколько человек. Один принес покаяние о грехе и его Господь простил, другой не покаялся. Господь как милосерден, так и справедлив. На страшном суде каждый грешник должен быть обличен в его грехах, а это значит, что будет указано и показано - что, когда, с кем, где, при каких обстоятельствах он совершил. То есть, по необходимости должны быть указаны и показаны все люди, участвовавшие в грехе или имеющие к нему отношение. Но если кто-то из этих людей покаялся, его грехи (согласно с учением церкви, мытарства преподобной феодоры и др.) должны быть вычищены из обвинительных хартий демонов, т.е. преданы забвению.
Как согласуются эти моменты? Ведь получается одно из двух: или грехи не уничтожаются покаянием и исповедью, или грешников обличить нет возможности. Пример: два человека согрешили блудом. Один покаялся, другой - нет. Как обличить второго если грех первого не существует? Второй вполне резонно может возразить на предъявленное обвинение, что с пустым местом он согрешить не мог. Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ксения! Грех отпечатлевается в душе человека, но не как визуальная картина, не как фотография, которая будет вынесена на всеобщее обозрение, а как гнусное состояние самой человеческой души, как духовный смрад, который пропитал душу человека и делает ее отвратительной, будто тело прокаженного.
Благодать очищает душу от греха и в этом отношении стирает его грех. В душе кающегося грешника исчезают темные пятна метафизической тьмы, похожие на следы от прикосновения демона. Сама душа и воскресшее тело человека будут свидетельствовать о его грехах своим уродством, как гной свидетельствует о язве. Воскресение из мертвых вовсе не будет всемирным оголением: праведники воскреснут в одеянии света, образно говоря, как солнце одето лучами света; а грешники воскреснут, окутанные тьмой, подобной их грехам.
Грехи, в метафизическом мире, который при воскресении из мертвых соединится с материальным, будут раскрыты как демоноподобие в человеке, а не как картинная выставка порнографии и убийств. Да и вряд ли во время Страшного суда, когда решается участь каждого человека и наступает финал земной истории, кому нибудь будут интересны чужие грехи. Тогда перед мысленным взором каждого человека пронесется его собственная жизнь, может быть в течение нескольких мгновений. И тогда грешники с ужасом увидят, какому чудовищу они отдали свою душу, сколько раз душили свою совесть и распинали в себе Христа.
А праведники будут благодарить Бога за освобождение от демонического плена, в котором рождается каждая человеческая душа и за любовь Божию, которая ценой Гоглофского Креста даровала им спасение.
|