Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Рождеством Христовым!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[13/02/2009] Виталий спрашивает:

Здравствуйте архим. Рафаил!

У меня вопрос о чтении книг и статей. Есть книги после прочтения которых становится на душе легко (особенно жизнеописания подвижников), а есть книги которые задевают современные проблемы или исторические темы (связанные с Православием), но после прочтение появляется или тревога (особенно касаемо грядущих бедствий, хотя к примеру чтение книг старца Паисия о будущих бедствиях не только не вызывает страха, но наоборот спокойную уверенность и даже как бы желание "вступить в бой") или даже озлобленность и обида если книги, преимущественно исторического плана задевают какие-то национальные вопросы (хотя авторы этих книг вроде бы как говорят правду). Можно ли допустить мысль, что авторы хотя могут говорить о правде, но передают читателю свое душевное состояние?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Виталий! Во время чтения книг человек не только получает информацию, он еще невидимо общается с их авторами: книга является неким подобием личности человека. В общении с одним лицом мы чувствуем спокойствие, умиротворение, даже больше, прилив сил и обновление своей души; а от беседы с другими остается тяжесть на сердце, тревога, чувство опустошения и потери.

Книги, написанные святыми людьми, кажутся помазанными миром, страницы их благоухают. Когда человек читает такие книги, то чувствует, что его душа озаряется незримым светом, как бы лучами духовного солнца. Есть еще книги, где объективные факты смешаны со страстями автора: это как бы изображение через искаженные призмы. Поэтому такие книги надо читать осторожно и критически, выбирать из них то, что ценно, но не попадать под настроение их авторов.

Есть еще книги (и их становится все больше), подобные клоаке, которые источают из себя зловоние. Образно и условно можно сказать, что книги эманируют содержание, заключенное в них; что книги заключают в себе частицу души тех, кто их написал. Поэтому христианин не должен не только читать, но даже хранить дома те книги, в которых сконцентрированы человеческие грехи и страсти.

Исключение составляют апологеты, которые должны изучить своего врага, чтобы бороться с ним, или люди, профессия которых обязывает знакомство с такими книгами – как ученый изучает в лаборатории яды и субстраты, с болезнетворными микробами. Книги, написанные страстными и порочными людьми, подобны гниющему мусору, который разложен на полках. Единственный способ очистить дом – это выбросить мусор вон. В книге «Луг духовный» описан случай, как Божия Матерь явилась пустыннику, и на его мольбы, войти в его келию и благословить ее, отвечала, что в келии находится Ее враг. Этим врагом оказалась книга Нестория, которая случайно попала к монаху, будучи переплетенной вместе с православной книгой.

В первом и втором случае перед чтением книг надо прочитать молитву; обычно читается молитва Святому Духу «Царю Небесный». Если книга написана святым человеком, то от молитвы сердце раскроется еще больше для приятия благодати, заключенной в ней; во втором случае, сама молитва послужит фильтром, который задержит душевно-страстный дух автора, даст возможность правильно воспринять заключающийся в ней фактический материал, как бы очистит его от внешних наносов.

Что касается третьего случая, то здесь сама молитва будет искушением Бога. Надо просто взять такую книгу и выбросить ее в мусорный ящик.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2025 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили