Вопросы и ответы: Общие вопросы
[22/02/2009] Феодор спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил! Хотелось бы задать вам два вопроса:
1. Читая книгу "О Божественной Литургии" схиигумена Саввы, в главе "Причащение священнослужителей", не совсем понял место где говорится о различии Причащения в Восточной и Западной Церквях, по тексту получается, что уже со времен Иоанна Златоуста на Западе Причащали только Телом Христовым, правильно ли я понял?
2. Обьясните пожалуйста как христиане должны вести себя по отношению к еретикам, иноверцам, язычникам и явным врагам христианства. Как христианская любовь сочетается со строгостью, описанной во втором соборном послании святого Апостола Иоанна, где запрещается даже приветствовать непризнающих Христа? Считалось ли, например, раньше грехом находится в дружеских отношениях с язычниками?
Огромное вам спасибо за возможность задать вопрос.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Феодор!
1. В первые века миряне Западной Церкви причащались, как и на Востоке, Телом и Кровью Христа. Только к концу 10-го века в Римской церкви укоренился обычай причащать мирян только Телом Христа. После отпадения Римской церкви от Православия этот обычай перешел в правило.
2. Христиане не должны иметь общения с еретиками на духовном уровне и, прежде всего, не вступать с ними в молитвенно-евхаристическое общения. Однако на душевно-житейском уровне от православных не требуется самоизоляции. Что касается послания Апостола Иоанна Богослова, запрещающего даже приветствовать еретиков-докетов и вводить их в свои дома, то из текста послания видно, что это были проповедники гностической ереси, которые притворялись учениками апостолов и пытались внедриться в Церковь, чтобы извратить православное учение и разрушить ее изнутри. Именно это повело за собой чрезвычайные и строгие меры со стороны Апостола Иоанна Богослова. Общаться с еретиками и иноверцами можно в тех случаях, когда они не посягают на православную религию и не оскорбляют веру христиан. Православный христианин должен оказывать помощь нуждающимся, к какой бы религии и конфессии они не принадлежали, как это указано Спасителем в притче о добром самарянине.
Помоги вам Господи.
|