Вопросы и ответы: Общие вопросы
[21/02/2009] Юрий спрашивает:
Благословите, батюшка!
1. При Иисусовой молитве поминаю так: «Г.И.Х.С.Б., помилуй раба Божьего…» и «Г.И.Х.С.Б., упокой душу усопшего раба Твоего…». Правильно ли?
2. Большое впечатление произвела книга об Иоанне Кронштадском, составленная митрополитом Вениамином (Федченковым). Каково ваше мнение, как о личности, так и о книгах митрополита?
3. Почему, на ваш взгляд, великие подвижники часто создавали именно женские монастыри? Или тут наоборот – женщины сами тянулись к святости, чтобы быть рядом, как когда-то к Господу?
Прошу ваших молитв. Храни вас Господь.
P.S. Вы правы по поводу написания «вы» с большой буквы (из писем к философу). А вот, что касается обращения на «вы», тут я с вами не согласен. Мне кажется, что в миру это дает возможность избегать вольности при общении.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий!
1. Возражений никаких не имею. Молитесь во славу Божию!
2. На меня также произвела большое впечатление книга митрополита Вениамина о святом Иоанне Кронштадтском. Я считаю эту книгу одной из лучших, написанных им. Митрополит Вениамин, судя по его книгам, человек наблюдательный и искренний, но я не во всем согласен с его политическими оценками. Думаю, что он недостаточно глубоко понял демоническую сущность революции и думал, что можно найти точки соприкосновения и сотрудничества с безбожной властью, которая считала одной из первейших задач уничтожение Церкви и Православия. А, в общем, я считаю его творчество, особенно воспоминания, позитивным явлением в современной духовной литературе.
3. В годину гонений на Церковь женщины проявили большую стойкость, чем мужчины. Вспомним, что на Голгофе, у Креста Господня, стояли женщины-мироносицы и только один из апостолов Иоанн Богослов. Я помню годы моей молодости, когда во время богослужения в храме находились почти одни женщины и только несколько мужчин.
Призываю на вас Божие благословение.
P.S. Что касается обращения на вы к одному лицу, то это грамматическая несуразица, так как «вы» подразумевает множественность. С религиозной точки зрения – это гуманистическая гордыня, которая ставит человека выше Бога (в молитве мы обращаемся с Богом на Ты, например, «…да будет воля Твоя», а не ваша). Замена «ты» на «вы» произошла сравнительно недавно под давлением европейского этикета, а отчасти английского языка. В старое время говорили на «ты», но это вовсе не провоцировало вольность в обращении. В современном обществе говорят на «вы», но вольность и дерзость в обращении все более увеличивается. Но так как обращение на «вы» прочно вошло в современный обиход, то я принимаю это как фактичность, которую вряд ли можно изменить.
|