Вопросы и ответы: Общие вопросы
[09/01/2009] Михаил спрашивает:
Мой знакомый мучается вопросом и никак не может получить четкий ответ: как совместить благость и любовь Божию с гибелью младенцев или с гибелью людей, скажем на пароме "Эстония" или подлодке "Курск"? Мой знакомый недоумевает - неужели все эти люди грешники, они не молились о спасении, где были ангелы и т.д. Посоветуйте, что говорит учение Церкви. Спасибо!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Михаил! Ваш знакомый забывает о вечной жизни и поэтому считает земную жизнь единственным бытием, а смерть – концом всего. Он хочет, чтобы закон, причины и следствия исполнились бы здесь на земле, на его глазах, и, естественно, в таком ракурсе, не может найти выхода из непримиримых противоречий, а именно: если Бог правосуден, то почему часто страдает добро и по-видимому торжествует зло. Представьте, что человек взялся читать книгу, и остановился на нескольких страницах. Может ли он утверждать, что будет дальше, и чем закончится книга? Первые страницы книги – это земная жизнь, а последующие страницы откроются после перехода в вечность. Сама земная жизнь имеет цену для христианина как приготовление к вечности; а смерть является началом нового рождения, как переход на другую ступеньку бытия. Если ваш знакомый примет христианское учение о жизни, смерти и воскресении, тогда сами страдания и насильственная смерть представятся ему как горькие лекарства, для больного. Страдания как бы восполняют то добро, которое должен был сделать и не сделал человек. Бог есть Любовь. Но эту любовь мы чаще воспринимаем прагматично, как земное благополучие; а на самом деле, любовь Божия – это, прежде всего, возможность вечного богообщения, то есть вечной радости. Спаси вас Господи.
|