Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[11/01/2009] Татиана спрашивает:

Когда я читала вашу книгу "На пути из времени в вечность", у меня было такое чувство, будто я очутилась в большом доме, где живут Святые. Мне тоже захотелось жить в этом доме. Я выписала почти все имена отцов и монахинь и поминаю их при чтении Псалтири, а также на Литургии, в надежде на их молитвы.
Спасибо Господи за новый список имен, он стал для меня утешением в скорбях.
Вы пишете: «Для чувства устремленность к Богу – это желание через созерцание соприкоснуться с вечной, совершенной, высшей, неизреченной Красотой». То, что вы пишете, так высоко, что возникает вопрос: каждый ли человек может дерзать иметь желание «соприкоснуться с неизреченной Красотой»? Что означают в данном случае слова «через созерцание»? Может ли устремленность к Богу сопровождаться скорбью сердца, и от этого чувства – возвращением назад к себе?
Что делать, если память смертная не прививает к сердцу и не соединяется с молитвой. Появляется и опять исчезает?
Спаси Господи за ваши молитвы и ответы, Татиана.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Татиана! Очень хорошо, что вы поминаете в молитвах великих старцев и пустынников нашего времени. Это поминовение побуждает их ответно молиться за вас. В книге профессора Скурата "История поместных церквей" содержатся списки патриархов и всех предстоятелей церквей. Советую вам занести их имена в отдельный помянник и читать их по мере возможности. Вы почувствуете от них духовную помощь, как бы невидимое присутствие. Попробую ответить на ваши вопросы.
В сокровенной глубине сердца человека заложено воспоминание о потерянном рае и желание высшей духовной красоты, перед которой земная красота – как тень перед светом. Православный аскетизм в монашестве и миру имеет целью прежде всего созерцание этой неизреченной красоты. Вы спрашиваете, что такое созерцание. Это свойство, присущее духу непосредственно воспринимать невидимое как видимое и проникать в суть предметов. Рассуждение – свойство души. Здесь вступает в силу аналитическое мышление. Предмет определяется по его свойствам и проявлениям, а затем эти свойства суммируются: от частного ум восходит к целому; но он никогда не может объять его, так как предмет имеет множество атрибутов, охватить которые не может рассудок. Рассудок, чтобы познать объект, собирает о нем сведения и составляет в уме свою модель – это принцип индукции; а когда он хочет познать какое нибудь свойство, то расчленяет эту модель, идет от целого к частному – это принцип дедукции. Эти логические принципы очень приблизительны для определения земных реалий. Духовный мир сверхлогичен; он имеет иные формы бытия, и поэтому душевный рассудок не может понять его законов. По мере очищения души и пробуждения духа, у человека появляется способность к созерцанию, интуитивному познанию невидимого мира и духовной связи с ним. Кто занимается Иисусовой молитвой, тот знает это опытно. Бог – это незримый Свет и неизреченная Радость. Устремление к Нему не может сопровождаться скорбью, но на пути к Богу стоят препятствия, которые человек должен преодолеть трудом и терпением. И здесь от нашего малодушия может возникнуть скорбь и уныние.
Человек, не приготовив себя к продолжительной борьбе со своими страстями и демоническими силами, легко может впасть в уныние и отступить. Дары Божии требуют труда. Святые отцы сказали: "Отдай кровь – прими дух". У памяти смерти есть враги: это житейская суета – не дела, а именно суета; затем шутки и смех, которые царь Соломон сравнивал с треском хвороста в костре. Хворост быстро воспламеняется, трещит сгорая, но дает мало тепла. Современный мир делает все, чтобы отнять у человека память о смерти. На Западе кремация вытеснят христианское предание земле, чтобы как можно скорее убрать следы смерти и не дать человеку задуматься над тайной перехода в вечность. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили