Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[31/01/2009] Андрей спрашивает:

Отец Рафаил! Я часто общаюсь на православном канале в чате, и иногда приходится вести богословские споры. Недавно у меня был спор со священником о понятии Евахарстии.

Священник говорит, человек Иисус остался во всем человеком, и это же тело соединяется с Богом, как соединялось во Христе с божественнной природой человеческое, а Святые Дары вошли в Ипостать Христа. У вас много книг и статьей посвященных этой тематике, но суть нашего спора дошла до вопроса. Могут ли злаковые являться частью Личности (Ипостати) человека (Христа также, так как Он там единосущ по человеской природе).

Батюшка говорит, что может, так как человек состоит из растений: коровка скушала травку, дала молочко, мяско ее взяли - это все трава, а трава из земли - человек - ЗЕМЛЯ, и Христова плоть и кровь была ТАКОЙ ЖЕ - и это не мешало её воипастазироваться.

Суть спора и мой к вам вопрос: Может ли еда которую мы едим стать частью нашей природы, или это все лишь средство для нашего существования? и личность в себя влючает и душу и тело также?

P.S. В моем понимании личность в себя влючает способность принимать решения, сила воли и так далее...


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Растение не становится частью человеческого тела, оно является только материалом для человеческого тела. Хотя все тела имеют первоосновой землю, но существует иерархическое и структурное различие между телом человека, животных и растений – их природа (субстанция) неодинакова.

Если человек питается рыбой, то вовсе нельзя сказать, что его тело состоит из рыбы, или одноприродно рыбе. Если он ест хлеб, то также странно думать, что его тело становится подобием злаков и т.п. Пища это материал для тела и его энергетики; но пища, усвоенная человеком, не становится тождественной самой материи тела. Так например, клетки человеческого тела отличаются от клеток животных или растений: там другой химико-физический состав, другой энергетический потенциал. Я уже не говорю о том, что растительная, животная и человеческая души качественно и принципиально отличаются друг от друга. Материальная субстанция травы растет и развивается при участии растительной души или особого жизненного потенциала травы; она берет питательные вещества из земли, но от этого не становится землей.

Если ваш оппонент считает, что земля, трава и т.д. это та же земля, то предложите ему скушать землю вместо макарон, и он сразу же скажет, что земля одно, а макароны – другое. Тело человека – это прежде всего структурное понятие, развитие генетического кода, а материал для тела может быть разнообразным. Если же ваш оппонент считает, что человек усваивает Святые Тайны так же как по его мнению усваивает злак, становясь подобием злака, а Христос принимает злак в Свою Ипостась, значит мы после причащения должны находиться в Ипостаси Христа. Эта мысль возможно приемлемо для пантеистов, но для христиан она кощунственна. Как злак не становится нашим телом, так и мы через Святые Тайны не становимся богами через ипостасное соединение. Здесь получается путаница, в которой заводят нас модернисты от богословия. Отвергая пресуществление Святых Тайн человек попадает в поле протестантского мышления, а именно Святые Тайны могут назваться Телом и Кровью Христа только относительно и условно.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили