Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди



[10/01/2009] КСЕНИЯ спрашивает:

Осознание греха, раскаяние и исповедь его не действительны без исправления. А если есть осознание, раскаяние и исправление без исповеди? Неужели это не покаяние? Если, например, пьяница раскаялся и бросил пить, курящий-курить, блудник-блудить. Неужели Господь это не принимает? Что-то не верится. Но если принимает, то тогда вопрос-зачем нужна исповедь вообще и что она дает? Говорят-она разрешает от грехов и отпускает их, но ведь Господь наказывает, т.е. посылает епитимию за исповеданные грехи точно также, как и за неисповеданные. Говорят еще, что в таинстве покаяния Господь дает силы не грешить. Но вот пример - сколько мирян-своего рода подвижников, ради земных целей преодолевают свои слабости, страсти, пороки, силой своей воли (дар Божий) достигают определенных высот, а огромное число верующих-православных христиан, ни силой воли, ни Благодатью не могут сделать даже подчас малейшего! Почему!? Покаяние для меня-это Голгофа, а не лечебница. И так не хочется выворачивать душу на изнанку, открывать кому-то самое сокровенное - чувства, мысли, желания, намерения, поступки, слова. Что же тогда у меня и от меня останется!?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ксения! Давайте поставим вопрос прямо: можно ли спастись без Церкви, одними собственными усилиями воли, так сказать нашей хорошестью? Если можно, то почему тогда в Ветхом Завете были необходимы жертвенники, скиния и Иерусалимский храм, а в Новом Завете – Церковь, о которой сказал Христос: "Врата ада не одолеют ее"? Значит Священное Писание тоже ошибается? Тогда вы остаетесь и без Церкви и без Евангелия; а так как не верите слову Христа, то остаетесь и без Него. Если христианское учение, которое говорит о искупительной Жертве, о создании Церкви, о спасительности церковных таинств, для вас не достоверно, тогда откуда же, из какого источника вы черпаете свои домыслы о Боге? Есть такое слово "богостроители". Это люди, которые строят свои богословские теории из собственных представлений о Боге, Церкви, спасении, и о самих себя. Вы пишете: "Осознание греха, раскаяние и исповедь …не действительны без исправления". Это не совсем точно. Исповедь недействительна без искреннего желания исправления. Но духовная жизнь – это не гладкий путь, а борьба человека со своими страстями, полуязыческим духом этого мира, о котором сказал Христос: "Мир лежит во зле", и демоническими силами. Исповедь это важный этап в духовном пути; но кто может поручиться за себя, что он сделает завтра – устоит в духовной борьбе или падет, станет он лучшим или худшим? Исповедующийся не ручается за будущие победы; он осознает свои грехи и ошибки, старается исправить их; но идущий на бой, еще не знает, чем окончится для него этот бой. Спасение похоже на выздоровление, но лечение может быть и скорым и продолжительным; оно нередко дает рецидивы. Но можно ли сказать врачу, что лекарства, которые принимал больной, не оказали никакого действия. Врач должен относиться к больному терпеливо, хотя бы у того по временам обострялась болезнь; а больной не должен впадать от ухудшения здоровья в уныние. Ваш взгляд на исправление слишком прямолинеен, даже примитивен: покаялся человек, значит должен перестать грешить, а если согрешил, то все безвозвратно погибло. Само спасение требует не только борьбы с грехом, но также освящения человеческого естества. Пьяница, переставший пить, блудник, переставший блудить, делают себя, если можно так выразиться, материалом пригодным для освящения. Теперь им предстоит при помощи благодати Божией бороться с внутренними грехами, которые действуют в каждом человеке, и эта борьба продолжается всю жизнь. Но если человек подумает, что может сами спастись без освящения, сам победить демонический мир и спастись без Жертвы Иисуса Христа, сам может преобразить свое естество из душевного в духовного, то он останется той же частицей этого мира и земли. Под спасением подразумевается не одна человеческая этика, но богоподобие и вечная жизнь. Если человек усилием воли может перестать пьянствовать, курить и блудить, то может ли он очистить свое сердце от страстей и гнусных помыслов? Может ли освободиться от самодовольства и гордыни? Попробуйте побороться со своими страстями и тогда вы более трезво оцените свои собственные силы, убедитесь в необходимости благодати Божьей. Вы спрашиваете, зачем нужна исповедь. В исповеди, как и в других церковных таинствах, человек получает освящение. Что касается епитимьи, то она помогает человеку бороться с грехами путем определенной дисциплины. Однако грехи прощаются не через епитимью, а через Голгофскую Жертву Спасителя и покаяние. Господь дает силы человеку бороться с грехом, но человек может не воспользоваться полученной благодатью и проиграть духовное сражение. Так воин может получить самое лучшее оружие, но не использовать его. Неужели оружие из за этого виновато?
Редко, когда человек, для достижения земных целей отвергает страсти; скорее всего он как раз действует под их импульсом и прежде всего под импульсом гордости и самовозвеличения. Но дело даже не в этом. Между христианскими подвижниками и людьми, устремленными к земным целям, существует принципиальная разница: христианские подвижники вступают на путь борьбы с демоническими силами, а мирские люди ведут борьбу за место в этом мире. Здесь вместо напряженной битвы за свое собственное сердце неизмеримо более легкая задача.
Что касается ваших слов: "…огромное число верующих-православных христиан, ни силой воли, ни Благодатью не могут сделать даже подчас малейшего", могу сказать, что в наше время, сохранить православную веру и не поддаться духу вседозволенности и разврата – это уже не малый подвиг. Представьте: человек плывет против течения реки; его движения с берега могут быть невидимым, как будто он стоит на одном и том же месте, не продвигаясь вперед, но на самом деле он сопротивляется огромному потоку, который стремится увлечь его вниз.
Хотел бы еще напомнить вам о миллионах мучеников за Христа, пострадавших в недавнее время. Они отдали свою жизнь ради вечного спасения. Неужели они тоже ничего не сделали, "даже малейшего"?
Вы говорите, что на исповеди не хотите открывать душу кому-то. Вы открываете душу Христу, невидимо принимающему исповедь, а священник – представитель Церкви, который от имени Христа дает вам прощение грехов. Грех связывает человека, а прошение грехов освобождает его от невидимых уз. Христос, явивший апостолам после Воскресения, сказал: "Примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". Значит Господь дал Церкви власть прощать или оставлять его связанным грехами.
Вы пишете: "И так не хочется выворачивать душу на изнанку, открывать кому-то самое сокровенное - чувства, мысли, желания, намерения, поступки, слова. Что же тогда у меня и от меня останется !?" Неужели ваше самое сокровенное – это страсти и греховная грязь, о которых надо говорить на исповеди. Представьте хозяйку, которая говорит: "Если я вымету из комнаты сор, что у меня в квартире останется". А останется то, что скрывали собой мусор и грязь. Тоже самое и с душой человека. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили