Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Святой Троицы!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[09/07/2008] Андрей спрашивает:

Благословите отец Рафаил! Хотел бы спросить вот еще что: Прп.Симеон Псково-Печерский говорил: "Но при чтении Священных книг надо иметь осторожность: ни в коем случае не читать инославных сочинений, в них нет Духа Святого, у них свой дух-мрачный, льстивый дух ереси, темной и гордой.", и митр.Зиновий, как Вы пишете, говорил похожие слова. А прп.Иоанн Пророк по поводу книг Евагрия: "Не принимай только таких мнений, а если хочешь, читай там то, что служит к душевной пользе." Почему Евагрия можно читать, его называют аввою, его писания помещены в Добротолюбие, а многие патрологи приписывают его авторству часть книг прп.Нила Синайского? Мне как-то не по себе от того, что еретик помещен в Добротолюбие. Можно ли отнести слова прп. Симеона и митр.Зиновия к книгам Льюиса и Честертона, которые издают у нас иногда с благословением священноначалия, и иногда цитируют в проповедях? И можно ли согласиться с такими словами по поводу Жанны дАрк, что она находилась в прелести, но "Ни о какой ереси, конечно, речи быть не может, потому что она была девушкой неграмотной, а чтобы быть еретиком, нужно по крайней мере хоть какое-то богословское элементарное образование иметь"?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Из сочинений Евагрия святые отцы допустили пользоваться только относящимися к аскетической жизни. Как известно, Евагрий под впечатлением грозного сновидения удалился в Египет, и там проводил жизнь среди скитян и анахоретов. Обладая пытливым умом, Евагрий беседовал с опытными подвижниками и записывал их слова.

Таким образом, аскетические сочинения Евагрия можно рассматривать как патерик, составленный им, в котором отразился опыт скитский и фиваидских монахов. Разумеется, форма изложения принадлежит Евагрию, и это отразилось в том, что некоторые его подвижнические изречения носят умозрительный характер, впрочем, надо сказать и другое, что среди монахов второй половины четвертого века, были немало людей, имевших философское образование. Евагрия, скорее можно назвать не автором, а собирателем. Поэтому Церковь отделила эти сочинения от неверных богословских трактатов Евагрия.

К сожалению, многие современные патрологи вышли из русла церковной традиции и, желая показать свою оригинальность, ставят где попало перед именами отцов слово «псевдо».

Книги Льюиса и Честертона являются в большей части философскими эссе. Они могут быть полезным для людей, ищущих Бога. Но для воцерковленных православных христиан эти книги не нужны.

Что касается Жанны дАрк, то она принадлежала католической конфессии и уже вследствие этого находилась в ереси. Святые отцы Православной Церкви определяли католицизм именно как ересь, например, святые Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский и другие.

Призываю на вас Божие благословение. Прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2019 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили