Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[05/05/2005] Виктор спрашивает:

1. Вы пишите: "Мировые трагедии относятся к допущения". У преподобного Иоана Дамасского есть следующие мысли: "Часто Бог попускает чтобы и праведник впал в несчастье, для того, чтобы показать остальным скрытую в нем добродетель".
"Бог промышляет о всей твари и через посредство всей твари благоде?ствует и воспитывает, и даже часто через самих демонов, как видим на Иове и свиньях".
Является ли трагедия грехопадения Адама и человечества Божьим допущением?

2. Должна ли мать абортировать своего ребенка, если ей дано предсказание, что он будет убийцей многих людей, в том числе и её?
Авраам, как мы помним, готов был убить сына, доказывая верность Богу.

3.Вы пишите: "Свободный выбор относится к нравственной автономии человечества".
Но если за выбор зла человека ожидают вечные муки, а за выбор добра благоденствие, то разве выбор свободен? Может ли свободный человек желать несвободу?

4. Вы пишите: "Свобода человека невозможна без реализации добра и зла".
Почему обычно мыслится, что свобода состоит в выборе добра и зла, а не в выборе различных форм добра?
Не является ли эта идея измышлением страстного философичного разума? Бог не творит зло, и при этом свободен, человек создан по образу и подобию Божьему - зло для него враг, с которым он должен бороться, чтобы не погибнуть. получается, что выбор зла абсурден. Практика повседневной жизни человека также показывает, что он всегда выбирает добро, в соответствии со своим представлении о нем. Свободен ли человек в своей жизнедеятельности зависит прежде всего от истиности понимания добра и зла. "истина сделает вас свободными" (??? 12-32). Обретается же она, когда "чувства ... приучены к различению добра и зла". (Евр 5-14).
Ко времени пришествия Христа, человек утратил возможность самостоятельного постижения этого искусства. Теперь оно доступно ему при взаимодействии с духом Христа: "Если пребудете в слова мои, то вы истинные мои ученики и познаете истину" ?? 8-31 32. Таким образом, приходится сделать вывод, что свобода состоит в распознании и делании добра.
В этом случае допущение Богом диавола в познавательный процесс человека является средством, способствующимраспознаванию истины и тогда диавол в раю является необходимой предопределенностью. Ошибка же Адама и ее осмысление - это процесс познания завершающегося покаяния, то есть решается сверхзадача, которую Бог поставил перед человеком. Если же свобода состоит в выборе добра и зла, тогда Бог получается несправедлив. Поскольку поселил в Раю могущественного диавола, которому Адам не мог противостоять, то есть свобода была иллюзией, а наказание Адама следовательно несправедливым. Бог не может быть несправедливым. Это противоречие и побудило меня обеспокоить Вас своими вопросами.

P.S. Поздравляю Вас с Христовым Воскресением!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Христос Воскресе! Уважаемый Виктор, отвечаю на ваши вопросы.
1. Все три случая являются божественным допущением, где Бог по Своей премудрости заставляет зло служить добру.


2. Должна ли мать абортировать своего ребенка, если ей дано предсказание, что он будет убийцей многих людей, в том числе и её?
Авраам, как мы помним, готов был убить сына, доказывая верность Богу.

2. Такому предсказателю, мягко говоря, надо надрать уши. Преподобный Кассиан Римлянин описывает случай, когда один человек решил принести своего сына в жертву, чтобы сравняться с Авраамом. Хорошо, что его сын не последовал примеру Исаака, а убежал.

3.Вы пишете: "Свободный выбор относится к нравственной автономии человечества".
Но если за выбор зла человека ожидают вечные муки, а за выбор добра благоденствие, то разве выбор свободен? Может ли свободный человек желать несвободу?

3. К сожалению, мы не можем мыслить трезво, так как на нас действуют страсти. Поэтому, выбор добра это, в значительной степени, победа над душевными страстями.

4. Вы пишете: "Свобода человека невозможна без реализации добра и зла".
Почему обычно мыслится, что свобода состоит в выборе добра и зла, а не в выборе различных форм добра?
Не является ли эта идея измышлением страстного философичного разума? Бог не творит зло, и при этом свободен, человек создан по образу и подобию Божьему - зло для него ???????, с которой он должен бороться, чтобы не погибнуть. получается, что выбор зла абсурден. Практика повседневной жизни человека также показывает, что он всегда выбирает добро, в соответствии со своим представлении о нем. Свободен ли человек в своей жизнедеятельности зависит прежде всего от истиности понимания добра и зла. "истина сделает вас свободными" (??? 12-32). Обретается же она, когда "чувства ???? приучены к различению добра и зла". (Евр 5-14).
Ко времени пришествия Христа, человек утратил возможность самостоятельного постижения этого искусства. Теперь оно доступно ему при взаимодействии с духом Христа: "Если пребудете в слова мои, то вы истинные мои ученики и познаете истину" ?? 8-31 32. Таким образом, приходится сделать вывод, что свобода состоит в распознании и делании добра.
В этом случае допущение Богом диавола в познавательный процесс человека является средством, способствующимраспознаванию истины и тогда диавол в раю является необходимой предопределенностью. Ошибка же Адама и ее осмысление - это процесс познания завершающегося покаяния, то есть решается сверхзадача, которую Бог поставил перед человеком. Если же свобода состоит в выборе добра и зла, тогда Бог получается несправедлив. Поскольку поселил в Раю могущественного диавола, которому Адам не мог противостоять, то есть свобода была иллюзией, а наказание Адама следовательно несправедливым. Бог не может быть несправедливым. Это противоречие и побудило меня обеспокоить Вас своими вопросами.

4. Понятие предполагает абстракцию; добро и зло – родовые понятия по отношению к их конкретным формам. У зла есть приманка – иллюзорное наслаждение. Истина не только учение, понятие, или вывод; а истина – жизнь по истине. Благодать дает чувство выбора и различие добра и зла. В раю Адам был безгрешным; добро было для него естественным, а зло – искушением со стороны. Адам злоупотребил свободой. Он мог противостоять диаволу, который не заставлял, а только соблазнял. Главное наказание Адама заключалось в потере благодати и отчуждении от Бога.

P.S. Поздравляю Вас с Христовым Воскресением!



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили