Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[15/04/2005] Олег спрашивает:
Ваше Высокопреподобие, отец Рафаил,
В "Слове о смерти" Св.Игнатия (Брянчанинова), в п. "Вечная смерть", в сноске #167 написано: "Желательно, чтобы кто-нибудь из православных христиан,изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах"
Из предшествующего в этой сноске можно думать,что слово
"философия" здесь употреблено не в его обычном значении. Святитель, вероятнее всего, имеет в виду систему математических и естественно-научных притч, которую желательно разработать для облегчения усвоения трудных вопросов догматического богословия. Пример,который он приводит, достигает, именно, этой цели. Мои вопросы :
1. Известно ли Вам, исполнил ли кто-нибудь в какой-либо мере пожелание святителя Игнатия ? Если да, то кто и в каких трудах?
2. Считаете ли Вы продолжение работы в этом направлении нужным делом? И если да, то какие вопросы по Вашему мнению
требуют разработки ?
С глубоким почтением и в чаянии Вашего благословения
на изучения богословия для Марии, Дионисия, Ольги, Ксении
и Олега.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Олег! Думаю, что религия и наука – два различных методов познания, если только религию можно назвать условно методом. Наука имеет в своем распоряжении ограниченное число фактов, на которых строит свои теории. По мере накопления фактов эти теории сменяются другими. Даже один и тот же материал может быть истолкован по разному. Сама фактология нейтральна по отношению к религии, а теория предполагает абстракцию, со значительной долей субъективизма. Печальный пример попыток – доказать богословие через науку – представляет собой геоцентрическая, гелиоцентрическая и космоцентрическая модели вселенной. Религия основана на Откровении. Для науки характерен постоянный поиск; для религии – усвоение того, что Бог открыл о Себе и мире. Если бы наука приобрела бы возможность доказать религию, то сама вера, как свободное самоопределение души по отношению к Богу, исчезло бы, уступив свое место знанию, то есть, Бог стал бы «насильственной очевидностью». Думаю, что пожелания святителя Игнатия были вызваны фальсификацией науки, с целью опровергнуть религию. Но в таком случае, следует найти отход от принципов науки у самих фальсификаторов, а не делать из науки эфемерных, как бы картонных подпорок для веры. Шлю благословение вам и вашим друзьям на изучение богословия, где внутренним светом является молитва, а критерием истины – Священное Предание.
|