Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[22/12/2007] Андрей спрашивает:
Здравствуйте, Отец Рафаил, благословите!
Во всех Ваших публикациях много сходства со взглядами Марселя Лефевра. Это очевидно в случае отрицания модернизма, которым заражена Католическая Церковь.
Чтобы зараза не перерастала в болезнь, нужна вакцинация. Что, по Вашему мнению может служить "вакциной"?
Ясно, что не уход в фундаментализм (это было бы аналогом погружения в стерильную среду, ослабляющую иммунитет).
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Мне кажется, что дело здесь в сходстве не лиц и взглядов, а процессов, которые имеют глобальный характер. В этом отношении Марсель Лефевр является символической фигурой, олицетворением борьбы на Западе с либерализмом и модернизмом, которые окончательно поработили католицизм духу времени и мира. Через пример и жизнь Марселя Лефевр мы можем заглянуть в будущее и яснее увидеть завтрашний день. Я затрудняюсь ответить на ваши вопросы, так как мы говорим на разных языках, отличающихся друг от друга не лексически, а семантически. Мне кажется, что мы влагаем различное содержание в одни и те же термины, и здесь может возникнуть непонимание. Затем, те положения, которые вы считаете бесспорными для своего диалектического мышления, для меня представляются сомнительными, а утверждения – поспешными; например: "Чтобы зараза не перерастала в болезнь, нужна вакцинация". Люди благополучно выздоравливали без вакцинаций, которые стали производиться сравнительно недавно. Вакцинация это яд в малой дозе, на которой реагирует иммунная система, предохраняя человека от болезни. А что может служить вакцинацией для православного учения? Провокации его противников? Тогда можно считать модернизм целебной вакциной? Затем для меня не вполне понятно, что вы подразумеваете под фундаментализмом – традиционализм, консерватизм или же религиозный максимализм, охватывающий все стороны человеческой жизни? Затем, почему фундаментализм (как бы его не понимали) это "стерильная среда"? Внешне фундаментализм подвергается нападкам намного большим и злобным, чем либерализм в христианстве. Как внутреннее состояние религиозный максимализм для человека это напряженная внутренняя борьба со своими страстями и демоническим миром, обрушившимся на него своей метафизической тяжестью. О какой "стерильности" здесь можно говорить? Я все же предпочитал бы не слово "фундаментализм", а "традиционализм", которое больше подчеркивает ориентиры истины. Если вы хотите от меня более определенного ответа, то напишите вопросы в развернутом виде, чтобы я не гадал о том, что вы хотите сказать. Призываю на вас Божие благословение.
|