Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[05/04/2005] Виктор спрашивает:
Уважаемый о.Рафаил, Благословите.
Я благодарен Богу и Вам за помощь в осмыслении богословских вопросов.
Вправе ли я думать, что причина гибели коня лежит в человеке, видящем, как конь несется в пропасть, если этим человеком является коновод, который предварительно пригласил на дно пропасти ветеринарную карету скорой помощи и реанимацию с коновалом?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Виктор! Вы задали интересный вопрос, на который я постараюсь ответить. Сравнение грешника с неуправляемым конем это метафора, которая в отличии от символа имеет одно семантическое значение. Это пример того, что всеведение Божие не вторгается в область свободной воли человека, в автономную область его нравственности. А промысл Божий идет параллельно с внутренним выбором и действиями человека. Теперь вы задаете другой вопрос: почему коновал допустил, чтобы конь упал в пропасть. Если бы промысл Божий даже беспрерывно менял ситуации в жизни грешника так, чтобы он не мог реализовать на деле свой греховный потенциал и выбор гномической воли, то это мало бы изменило картину. Ведь у грешника пропасть не вовне, а внутри его, в нем самом; это область его мыслей, желаний, стремлений, и если он подчинил им свое сердце, то уже пал. А внешние действия будут обнаруживанием и воплощением его собственного духовного содержания. Господь должен или дать возможность человеку самому выбрать добро и зло, или же, уничтожив волю человека, сделать его предметом этого мира, вроде компьютера с заложенной программой, если можно так выразиться, машиной добра. Но тогда человек теряет подобие Божие, как свободу выбора, и образ Божий останется нереализованным.
|