Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[26/03/2005] Виктор спрашивает:
о.Рафаил, Благославите.
Допустимо ли осмысление грехопадение Адама, а затем и всего человечества как необходимость, а не результат его свободного выбора, если иметь ввиду Иисуса Христа как "Великого Совета Ангела предназначенного Исайя создания мира" (9.6) еще прежде (1 Кор. Петра 1-го) на крестную смерть.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Виктор! Предвидение Божие не является предопределением Божиим, а свойством божественного всеведения. Предвидение Божие не обуславливает поступков человека, и не связывает его свободной воли. Об этом вы можете прочитать в книге святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Там, между прочим, есть такой пример. Человек, видя коня, несущегося к пропасти, может предвидеть, что конь упадет в пропасть и разобьется насмерть; но, вовсе не значит, что это предвидение стало причиной гибели коня. Поэтому, говорить о неизбежности грехопадения Адама и человечества, ни в коем случае нельзя. Это похоже на учение кальвинизма.
|