Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[17/12/2007] Андрей спрашивает:
Отец Рафаил! Почему вы не согласны с постоновлением Архиерейского Собора 2000 года, которое точно утверждает что благодать присуствует в инославных конфессиях, где есть апостольская преемственность? Вот цитата из постоновления Собора Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах.
Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=80&did=84
Разве Собор не есть голос Церкви?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Благодать – это сила и энергия Божества, которая содержит весь сотворенный мир и проницает его; но вид и действия благодати различны. Когда говорится, что только в Православии спасение, то имеется в виду совершительная или спасительная благодать, без которой нет освящения и преображения человека, и, следовательно, вечной жизни. В Деяниях апостолов написано о благочестивом сотнике Корнилие, который совершал добрые дела и за это получил милость от Бога. Эти добрые дела приготовили его к спасению, но не дали ему спасения: он обрел Бога и вечную жизнь только через таинство крещения. Быть на берегу или около берега – это вовсе не одно и то же: избавится от потопления тот, кто достигает берега. Собор 2000г. говорит не о спасении отколовшихся общин, а о возможности их спасения путем "возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство".
|