Вопросы и ответы: Общие вопросы
[15/10/2007] р.Б. Галина спрашивает:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй архимандрита Рафаила и меня, грешную!
Батюшка, благословите, решилась на вопрос. Прочитала немало святых отцов от Иоанна Кассиана, Лествичника до свт. Игнатия и также немало современных авторов, но по полочкам прочитанное не разложила. Меня беспокоит, что если настраиваться только на лицезрение своих смрадных страстей, то тоже не сможешь двигаться. Малодушествую, что по духовным законам предстоит все больше и больше видеть свои пакости. Не знаю, можно ли радоваться, если хоть в чем-то себя смирил? Или это увеличит гордыню? Авва Дорофей говорит, что нужно отмечать, где ты находишься, вышел ли из грязных предместий. Вот мне кажется, что у меня стало меньше злословия. А вдруг это прелесть? Бороться и следить за собой очень трудно мирянину. Но меня утешает думать, что все-таки после каждой литургии хоть на маленькую капельку благодать очищает мое сердце. От этой мысли благодарность Богу и почти слезы. А когда корю себя, тогда никакого теплого покаяния, о котором говорит свт. Игнатий, не чувствую. Простите за сумбур. Низкий поклон за Ваши труды. Если можно, помолитесь о грешной нерадивой Галине.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Галина! За искреннее покаяние и смирение Бог посылает вне нашего сознания особенную благодать, как просветление души и мир сердца. Это не мирская, душевная радость о успехах, а капли небесного утешения. Что касается лицезрения своих грехов и смрадных страстей, то мы находимся в состоянии постоянной борьбы с грехом и демоническими силами, а борец смотрит за каждым движением своего противника, чтобы не быть захваченным врасплох. Поэтому в аскетике так много говорится о грехах и покаянии. Помоги вам Господи.
|