Вопросы и ответы: Общие вопросы
[04/08/2007] Андрей спрашивает:
Многие лета Вам , батюшка архимандрит Рафаил!.
Получив Ваш ответ на вопрос о слушании духовной музыки в повседневной жизни, сначала я был смущён. Практически все храмы и монастыри распространяют кассеты и диски с песнопениями. Но ,подумав, пришёл к такому выводу из Вашего ответа.
Вы не советуете слушать эти песнопения в течении повседневных дел потому, что лучше в это время стараться самому потихоньку молиться, а не слушать только , как молится хор. Чтобы не быть похожим на того, кто стоит и смотрит как другой кушает, а сам при этом остаётся голодным.
Спасибо Вам большое и прошу Вашего Благословления.
Андрей.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Я писал о своем личном отношении к профанации святыни, а литургическое пение – это тоже святыня. Раньше были особые духовные песни, называемые кантами, которые пели вне храмовых стен. Для меня неприемлемо слушать песнопение "Иже Херувимы" вне литургии; это будет ложью – несоответствие со словами самого песнопения. Также для меня неприемлемо слушать песнопения евхаристического канона, при котором должна совершаться величайшая Тайна – пресуществление Святых Даров. В лучшем случае, этот канон, ставший пустым, может удовлетворить какие-то эстетические чувства. Думаю, что вне храма более приемлемы пения псалмов или акафистов. Но, опять, их надо слушать не между делом (в машине, на работе и т.д.), а в определенных условиях, чтобы включиться в них как в молитву. Нельзя храмовые песнопения превращать в приятную для слуха музыку, подобно эстрадной, и фон, на котором мы занимаемся обыденными делами. Церковные песнопения – это вид молитвы, беседа с Богом, где сама небрежность вменяется в грех. Думаю, что лучше записывать и издавать на кассеты и диски поучения святых отцов или проповеди. Призываю на вас Божие благословение.
|