Вопросы и ответы: Общие вопросы
[16/07/2007] Андрей спрашивает:
Отец Рафаил!
В чем разница между понятием благодати в каббале, имяславии и православном учении Григория Паламы о божественых энергиях?
Скажу то что знаю, если что поправьте меня и самое главное поясните разницу.
В каббале Эн-Соф посылает свои эмонации (серифоты)которыми пропитивается весь мир и в особенности Св Писание. Каждая буква Писания божественна.
В имяславии само имя Господа есть сам Бог.
В Православном учении Григория Паламы божественние энергии не отделимы от самой сути поэтому например Фаворский свет есть сам Бог. Где же пролигает граница между энергией(действием) и субстанцией?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! В каббале серифоты единосущны Божеству, это творцы и посредники. Здесь уклонение от библейского монотеизма в пантеизм. Что касается обожествления каждой буквы Писания и вообще алфавита, то это привело каббалистов к магическим спекуляциям, и сделала каббалу основой для многих оккультных течений. О имяславии я уже писал в статье «Встреча на Барганах», которая имеется на моем сайте, где вы можете ее прочитать. В православном учении святителя Григория Паламы божественные энергии не отделимы от Бога как Существа, то есть Бога в Себе Самом. Божественные энергии не имеют личных свойств и поэтому называются не Богом, как вы пишете, а Божеством. Бог в Своем Существе, непостижим; Он выше мысли и слова. А божественная энергия, в отличие от трансцендентной субстанции Божества, имманентна творению, хотя благодать предвечна, и, в этом отношении, независима от существования мира.
|