Вопросы и ответы: Общие вопросы
[23/09/2006] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! У нас идет обсуждение обязательного введения в школы Основ православной культуры . Моя точка зрения: благие намерения могут привести к обратному. Учитель разрушит тайну и очарование православия, тайну личной встречи с Богом, мистику Богослужения. Крещен, в школе проходил, чего еще? И человек прекратит поиск. Да и опыт старой России не вдохновляет. Что Вы думаете по этому поводу? Дай Вам Бог здоровья!
P.S. Батюшка, простите за приписку, но кому-то это важно. 04.09.2006
(22:45) Ольга спрашивала, правда ли, что, если девственность потеряна с
одним мужчиной, а мужем стал другой, то дети все равно будут похожи на
первого? Отец Рафаил ответил на этот раз кратко. Но - 10.11.2005 (15:07)
Юрий спрашивает, есть подробный ответ батюшки по этому поводу - о
науке телегонии.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Я согласен с ходом ваших рассуждений, но думаю, что православной культуры как таковой не существует, православной можно назвать только веру. Нередко творчество Пушкина ставится в пример православной культуры. Но здесь тенденциозный взгляд на творения Пушкина и искусственный монтаж его произведений. Если Пушкин христианский писатель, то куда деть "Гаврилиаду"? Как оправдать порнографию, которую оставил он в своих зарисовках, которые так и не уничтожил? Неужели православная культура – это Тургенев, с его замаскированным язычеством, Толстой – злобный хулитель Православия, или Чехов, который сам не знал, верит он в Бога или нет?
Не лучше обстоит дело с проблемой христианской культуры на Западе. Во Франции национальные выразители культуры – Гюго, Дюма и Бальзак, произведения которых включены в папский индекс книг, запрещенных для христианина, а о Золя и Мопассане говорить даже нечего. В Англии – Вальтер Скотт, книги которого также внесены в индекс, безбожный Шелли, богоборец Байрон. В Германии – пантеист Шиллер, розенкрейцер Гете, который писал о "демонизированной материи".
Когда говорят о христианских писателях, то обычно упоминают Достоевского и Диккенса. Победоносцев считал Достоевского единственным христианским писателем в России, но христианство этого великого писателя далеко не ортодоксально. А что касается Диккенса, то он не верил в Бога, а почитал Христа как высокую нравственную личность и даже написал переложение Евангелия для детей.
В 20 веке, в связи с ужасами атеистической революции, у части интеллигенции изменилось отношение к христианству, но оно большей частью ограничивалась ностальгией по патриархальному быту. А в общем 20-ый век в искусстве – это век декаданса и авангардизма.
Можно сказать, что христианство, через воспитание духовно нравственной человеческой личности, оказало влияние на культуру, но соединять христианство с понятием культуры, мне кажется, нельзя: христианство от неба, культура – от земли. Призываю на вас Божие благословение.
|