Вопросы и ответы: О семейной жизни
[02/09/2006] Владислав спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил! Доброго Вам здоровья! У меня вопрос относительно понимания и исторических реалий института православной семьи и брака. В частности, в ветхозаветные времена были наложницы-чем же они отличались от жён; на католическом западе было право первой брачной ночи суверена - как это совместить с браком; в царской России у высоких православных особ были фавориты и фаворитки - как это понять и объяснить. Что же это постоянная эволюция, поиск понимания семьи или чистый блуд определённых кругов. Есть ли церковное мнение на эти вопросы.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владислав! Нравственность Ветхого Завета, несмотря на ее высокий характер (особенно по сравнению с нравственностью языческого мира) была несовершенна, так как сам Ветхий Завет являлся подготовительной ступенью к Новому Завету. Вопросы христианской семьи особенно глубоко освещены в творениях святого Иоанна Златоуста. Церковное учение признает только моногамию, как союза мужчины и женщины, и считает грехом остальные формы сожительства. Перечисленные вами отступления от идеала брака говорят только о недостаточной воцерковленности и греховности людей. Никакое положение в миру не дает права на грех и блуд, напротив, по словам святого Игнатия Брянчанинова, чем выше лицо, совершающий грех, - тем более тяжелы и пагубны последствия этого греха (пример царя Ирода, обличаемого святым пророком Иоанном Крестителем).
|