Вопросы и ответы: Общие вопросы
[05/06/2006] Сергий спрашивает:
Благословите, о.Рафаил! Читал вашу переписку с Зайцевым.
Знаю, что он не прав.Но скажите,пожалуйста, как можно объяс-нить, слова старца Нектария Оптинского "что и индус спасется, если будет жить по совести"(цитирую по памяти.)- у митр.Фед-ченкова в книге "Божьи люди " это есть, проверял.
Благодарю Вас.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергий! Слова, приписываемые к старцу Нектарию, могут смутить многих, но здесь несколько возражений.1. Этих слов нет в книгах старца Нектария, их не слышал никто из достоверных свидетелей. Они дошли до митрополита Федченкова из третьих, или из чевертых рук, то есть как слух; а такое свидетельство в форме: я слышал от того, кто слышал от слышащего – в таком важном вопросе не достоверно. 2. Предположим, что старец Нектарий сказал что-либо подобное. Но преподобный отец и исповедник Нектарий, в отличие о других Оптинских старцев, после монашеского пострига, любил читать светскую литературу, изучал Пушкина и часто цитировал его. А ведь все это – душевный план, который сам по себе может и не грешен, но притупляет духовное видение человека. Кроме того, отец Нектарий любил поюродствовать, а юродивые говорят иносказательно. Например, он мог сказать своей собеседнице, что индусу, поступающему по своей совести будет лучше, чем тебе; и она переиначивала его слова. О невозможности спастись в индуизме и буддизме я писал в книге «Церковь и мир на пороге Апокалипсиса», в связи с распространением различных индуистских сект в христианских регионах. 3. Для нас спасение, в прямом смысле слова, – это общение с Богом-Отцом через Иисуса Христа в Духе Святом, или же вселение в душу человека света Святой Троицы. Но есть еще косвенный, переносный смысл слова «спасения», а именно избавление о геенских мук, которые постигают нераскаянных грешников за их личные грехи. Чтобы, как - либо объяснить участь добродетельных язычников, некоторые богословы средневековья схематически изображали ад в виде концентрических кругов, находящихся друг в друге. Центр ада это тартар, где находится сатана и самые лютые грешники. Далее степень мучения изменяется по кругам: чем дальше от центра – тем их меньше. А добродетельные язычники находятся во внешнем кругу, и пользуются некой милостью Божьей, но богообщения они лишены. Быть избавленным от мучений еще не значит получить райскую жизнь. 4. Предположим, что женщины, передававшие друг другу слова старца Нектария, изменили своему женскому нраву и передали их точно, что же тогда? Мнение одного святого, или нескольких в противоположность большинству, не является учением Церкви, а только их частым воззрением. Например, святой Григорий Нисский допускал в виде предположения возможность спасения грешников и даже демонов в конце мирового цикла. Но Церковь категорически отвергла такое мнение, в тоже время высоко оценив другие богословские труды этого святителя. В Церкви существует принцип, называемый концессус отцов, то есть их согласие и единомыслие, в котором выражено учение Церкви. Зайцев и его учителя занимаются тем, что игнорируют или опровергают концессус отцов и строят свои богословские гипотезы, отдающие протестантством, как раз на основании мнений, оставшихся за бортом Священного Писания. Призываю на вас Божие благословение.
|