Вопросы и ответы: Общие вопросы
[24/05/2006] Юрий спрашивает:
Христос Воскресе! Благословите, отец Рафаил!
1. У меня непонятное отношение к св. Иоанну (Кронштадскому). Прочитал воспоминания о нем митрополита Вениамина (Федченкова). И что-то восстало против – многотысячная общая исповедь показалась сеансом экстрасенса, сам батюшка – нарочито пафосным. И далее пошло – шелковые рясы, деньги, бросаемые народу, бездетный брак… Набор «обвинений» общеизвестен. Пробовал читать его книги (одну даже купил) – не могу. Как стена между нами. Купил иконку, пробовал читать составленные отцом Иоанном молитвы – никак. Это единственный святой, с которым у меня такие отношения. Что за напасть?
2. Читаю толкование Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея (Вы высоко оценили этот труд в книге «В поисках истины»). Добрался до середины 1 т., где св. Иоанн сравнивает заповеди ветхозаветные и новозаветные. Он пишет, что высокие новозаветные заповеди стали возможны потому, что человечество стало способным принимать твердую пищу. Но тогда надо признать, что до Христа имел место религиозно-нравственный прогресс? Но кажется, что и ветхозаветные заповеди остались недостижимыми. Тогда почему – подъем планки?
Простите, но пошлю следом еще несколько вопросов.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос!
Юрий! 1. Чудеса святого Иоанна Кронштадтского несомненны, сила молитв огромна, а творения пронизаны духом покаяния и смирения, а не гордости, как бывает у обольщенных. Я советую вам посетить в Петербурге монастырь на Карповке, где находится гробница святого Иоанна Кронштадтского и помолиться ему. Я подозреваю, что темная сила хочет лишить вас молитвенной помощи этого угодника Божьего, и уже довела вас до такого состояния, когда сравнили святого с экстрасенсом, а молитвенное вдохновение – с пафосом. Что касается «щелковых ряс», то я вспоминаю слова Платона, сказанные Диогену: «Гордость смотрит через дыры твоего плаща». 2. В Ветхом Завете были великие подвижники, но там не было Мессии, пришедшего во плоти в мир (исполнение надежд), не было Духа Святого, пребывающего и действующего в Церкви. Поэтому здесь место не нравственного прогресса ( из простого в сложное, из худшего – в лучшее), а новое отношение Бога с к человеку, и человека к Богу. Господь не «планку поднял», а соединил землю с Небом.
|