Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[29/12/2005] Андрей спрашивает:

О.Рафаил! Привожу цитату и ссылку Св.Иоанна Златоуста о которой вы спрашивали.Cв.Иоанн Златоуст говорит "Язычники виноваты в том,что не хотели слушаться собственных философов и осудили Сократа, Анаксагора, пифогорийцев и т.д."
Творения Иоанна Златоуста, Том 5 Сантр-Петербурское издания 1899.г. стр.773 Что имели виду Иоанн Златоуст?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Языческий мир был не однороден. Святые Василий Великий и Григорий Богослов оставили руководство о том, как христианские юноши - учащиеся в языческих философских школах - должны пользоваться языческой литературой, в частности примерами из истории. Они писали, что здесь можно отыскать немало поучительного для христиан: гражданскую доблесть, справедливость, верность дружбе, жертвенность во время воин и несчастий ради своих сограждан и т.д. но наряду с этим указывают на темные стороны даже лучших представителей язычества. Языческая нравственность оставляла место для греха, как бы примиряясь с ним, она не могла создать гармоничной человеческой личности. Все это было возможно только через действие благодати, поэтому само христианство, с его благодатными таинствами – это рождение в новую жизнь. Лучшие философские умы язычества доходили до идеи единого начала в космогонии и космологии, но не могли постигнуть Бога как Личность, это тайна, данная в Откровении. Для этих философов космос был божеством, а силы космоса – персонификацией в форме божеств. Объективно, учение указанных философов, отличающееся от грубой мифологии, помогало образованным язычникам принять христианское учение. Но сама по себе идея единоначалия, растворившаяся в пантеизме, не могла открыть человеку тайну его собственного бытия, и девиз Сократа: «Познай самого себя» оказался для язычников неисполнимым. Но язычество было не только невежеством или интеллектуальным заблуждением – это было полем действия темных сил: «Боги язычников – суть бесы, а Господь небеса сотворил» (Давид Псалмопевец). И поэтому такие философы, как Анаксагор, Сократ и Пифагор кончили жизнь изгнанием и смертью от рук самих язычников. Когда истина в лице Христа пришла на землю, то языческий мир встретил ее как своего врага. Характерно, что язычники обвиняли своих лучших философов в безбожии, как впоследствии обвиняли христиан. Поэтому казнь Сократа, убийство Пифагора, изгнание Анаксагора из Афин – было сопротивлением язычников даже тусклым проблескам истины. Помоги вам, Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили