Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[24/12/2005] Сергей спрашивает:
Отец Рафаил, здравствуйте!
Мой вопрос о сути различий Католицизма и Православия. Одной из причин раскола явилось католическое "Филиокве",
согласно которому, Святой дух исходит как от Отца, так и от Сына (что противоречит православному вероучению)
Но католики свое "Филиокве" основывают на словах блаженного Августина ("Что есть у Отца, то есть и у Сына")
Какой же вывод следует сделать из прочитанного :
- католики неверно трактовали и применяли слова блаженного Августина, вырвали их из контекста и наложили на описание сути Святого Духа, тем самым совершив ошибку, явившуюся одной из причин раскола;
- католики применили слова блаженного Августина в том же смысле, какой сам Августин вкладывал в эти слова. Но если так, тогда блаженный Августин вольно или невольно стал проповедником раскола, и именно его труды, а не их неправильное понимание католиками, исказили учение о сути Святого Духа.
Помогите разобраться.
Прошу прощение за слишком длинный вопрос, но читая об этом хочу глубоко, а не поверхностно понять суть и причины раскола 1054 года, как явления и исторического, и религиозного.
Храни Вас Бог.
С уважением, Сергей
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергий! Слова блаженного Августина надо понимать так: что есть у Отца, то есть у Сына, кроме личных свойств как образа бытия. В вопросе о догмате имеет значение не мнение некоторых отцов, а концессус – общее согласное учение всех или большинства отцов. Корни расколов хорошо выявлены у Алексея Хомякова. Прочитайте 2-ой том его сочинений.
|