Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[23/03/2005] Надежда спрашивает:
Боголюбивейший отец Рафаил! Прошу Вас ответить мне даже не на вопрос, а на сердечную боль. Очень больно читать и слышать о том, что современные монастыри находятся в духовном упадке. Говорят, что нет, например, старцев. Не могу с этим согласиться. Конечно, не каждый второй житель нашей необъятной Родины - старец, но все же... Потом монастыри часто критикуют за то, что там много трудятся и "совсем нет молитвы". Но кто сказал, что монах не может выполнять физический труд и одновременно творить Иисусову молитву, заниматься умным деланием? Скажите, отец Рафаил, действительно ли нынешние монастыри уже не являются крепким оплотом православия и не в силах уже удержать натиск враждебных сил невидимого, но бодрствующего мира? С огромным нетепением буду ждат ь вашего ответа, так как живет почему-то в сердце уверенность - пока жива сила монастырей, живет и Православие.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемая Надежда! Современные монастыри не огорожены от мира, поэтому дух мира просачивается в них, как вода через щели корабля. Но монастыри, даже в таком виде, являются крепостями Православия и преградой для действия темных сил. Критикуют монастыри часто те, кто не понимает монашества, при том критикуют по разным и противоречивым поводам. Строгих монахов критикуют за то, что они якобы не сочувствуют скорби и нуждам людей и поэтому избегают общения с ними; других, напротив, осуждают за то, что они принимают мирских людей и беседуют с ними. Тех, кто трудиться, называют не монахами, а рабочими, которые ничего не знают кроме монастырского хозяйства. Тех, кто уединенно молятся в келии, упрекают, что они живут за счет трудов других. Можно иметь любовь к монашеству для того, чтобы не только стать монахом, но и понять его. Монашество – это не только безбрачие и нестяжание, это, прежде всего, отсечение своей воли, которое рождает смирение; а смиренное сердце глубоко соединяется со словами молитвы. Что же касается утверждения, что нет старцев, то, если будет послушник, искренно желающий научиться смирению через отсечение воли, то старец найдется, а вернее, его пошлет Господь. Ради подвига послушника Господь может дать духовную мудрость его руководителю. Надо помнить, что древние отцы сказали: мы плывем по течению реки, а монахи последнего времени будут плыть против течения, поэтому они могут превзойти нас и наших отцов. Добавлю, хотя их подвиг может быть малозаметным для постороннего взгляда.
|