Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 225
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви



[23/03/2005] Павел спрашивает:

Благословите, о. Рафаил! Вопрос касается спора об имени Божием. Арх. Софроний (Сахаров) как-то писал, что ошибка в догматическом исповедании обязательно отразится на духовной жизни. Как Вы думаете, каким образом предмет спора между имяславцами и имябожниками, может отразиться на духовной жизни человека? И еще, я могу понять когда спор шел между монахами, это их жизнь. Но, почему к нему подключилась интеллигенция, в лице будущих представителей Парижской школы богословия, которые может о Иисусовой молитве только в книжках читали? Дело наверное не только в том, чтобы лишний раз упрекнуть высшее духовенство, хотя это тоже сыграло, как я понимаю, свою роль. И почему в настоящее время, защитой имяславцев занимаются “либерал-экуменисты”, какой им в этом прок?
Заранее благодарю за ответ! С уважением.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Павел! Вы затронули очень важный вопрос о имяславских спорах. Если афонские монахи допускали ошибку, пытаясь интерпретировать свое молитвенное состояние в богословских терминах, то у декадентов в религии имяславство было воспринято как новая возможность соединения христианства с античным гностицизмом или же с платонизмом. Это тяготение к пантеизму, где имя приобретает магическое значение, и человек, обладающий знанием имен, может оказывать влияние на духовный и физический мир. Инициация в некоторых оккультных сектах и союзах заключалась в сообщении неофиту тайной имени. Эти люди, в противоположность афонских имяславцев, не обладали опытом Иисусовой молитвы, но их характеризует какое то тайное, а иногда даже нескрываемое тяготение каббалистике. Учение о том, что «имя Иисус есть Бог» они восприняли как возможность повелевать Богом через Его имя; для них Бог становился заложником Своего собственного имени. Какой восторг для бунтарского духа этих маленьких прометеев! Для афонских монахов ошибка заключалась в смешении двух стилей речи: поэтико-гимнографического - с богословским, и образа, как средства выражения - с суждением и идеей. А в кругу декадентов имяславство приняло форму пантеизма, не менее радикальную, чем ересь Евномия. В этом смысле, можно обнаружить определенное сходство между имяславством и софиологией. Я полагаю, что в будущем имяславство может вдохновлять современных христианоязычников на новые провокации против Православия.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2018 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили