Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[05/12/2005] Татьяна спрашивает:

о.Рафаил, здравствуйте.
Помогите мне пож-ста сориентироваться в литературе по вопросам богословия иконы, святоотеческой литературы об иконе.
Как развивалось после эпохи Вселенских соборов богословие образа.
Я хочу понять, почему стало возможным со временем упрощение взгляда на икону, несмотря на точную и подробную разработку теории образа у Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, богословов 7 Вс. Собора и др? Почему на западе схоластика вытеснила живое восприятие иконы – образа Первообраза. Мое чтение довольно несистематическое - поэтому много упущенного.
Также в литературе, в которой развивалась бы тема молитвы перед иконой, связь Иисусовой молитвы и иконы, насколько глубоко соединяется богословие образа и аскетическая традиция православия.
Заранее благодарна за любой ответ.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Татиана! После отпадения западного Римского патриархата от Вселенской Церкви в религиозной жизни Запада начался деструктивный процесс. Духовное восприятие вытеснилось душевным, и этот душевный интеллектуализм разделился на рационализм и мечтательность, доходящую до визионерства. Первое нашло свое выражение в схоластике, как религии логики, второе – в мимитических образах, где икона копирует земные реалии, человеческую невозрожденную эмпирию и переносит их на небо. Разумеется, здесь, как и везде, имеются исключения, но мы говорим об общей тенденции. Реакция на натурализм иконы вызвала попытку прорваться к потерянной духовности через патологический психизм (Эль Греко) и сюрреализм, который начинает все больше звучать в архитектуре и искусстве Запада, не исключая иконы (некоторые «иконные» изображения Дали уже находятся в Ватикане).
Что касается материалов по православной иконе, то можно критически пользоваться трудами Успенского, Круга, Бычкова и Трубецкого. Мне кажется, что богословия иконы как таковой не существует, как не может существовать философии искусства. Икона – это определенное зрение духовного мира, а также средство и метод ее визуального воплощения. Поэтому те, кто претендовал на богословие иконы, по сути дела занимались герменевтикой иконы. Опыт молитвенного восприятия иконы можно найти у преподобных Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, в их полемических произведениях против иконоборцев.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили