Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[05/12/2005] Сергий спрашивает:

Здравствуйте, отче Рафаил! Вы называете А.Осипова и А.Зайцева еретиками, за их "новоизобретенное" учение о "Христианах до Христа". Прочел их работы и Вашу и хочу спросить: Вы приводите слова Златоуста, и говорите, что согласны с ними:"А под эллинами разумеет здесь Павел не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся ЕСТЕСТВЕННОМУ (выделено мной, Нинев.) ЗАКОНУ, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, сохраняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек, Иов, ниневитяне, Корнилий". Но ведь Осипов и Зайцев тоже говорят о возможности соединения со Христом людей "повинующихся естественному закону". И они ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТЛИЧАТЬСЯ ВНЕШНИМ БОГОСЛУЖЕНИЕМ ОТ ИДОЛОПОКЛОННИКОВ ЖИВЯ СРЕДИ ИДОЛОПОКЛОННИКОВ. Как же те не убили их за иноверие, особенно там, где была жестко навязываема государственная религия. Назвите большие группы таких РАФИНИРОВАНЫХ НЕ-ИДОЛОПОКЛОНИККОВ? Дайте документ с описанием хоть одной такой НЕИУДЕЙСКОЙ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЛИГИИ ДО ХРИСТА паралельно с иудйеской. А Иисус, выходит, тоже вывел из ада этих людей, раз их религия была тождественна иудейской? Тогда в чем же не прав Осипов? Он тоже допускает такую возможность как и Вы.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Здравствуйте Сергий! Между ересью и еретиком существует различие, а именно: ересь – это учение, искажающее христианские догматы, а еретик – человек, упорствующий в своем заблуждении. Поэтому я воздерживаюсь называть ваших учителей еретиками, надеясь, что они осознают свои ошибки. Вполне понятно, что такие тонкости вам неизвестны.
Мне кажется, что сначала надо разобраться, что вы хотите выяснить в своем письме, а потом писать ответ. Первое не легче второго, но все - таки попытаюсь.
1. О каких эллинах говорит апостол Павел, и о каких профессор Осипов?
2. Могли ли праведники Ветхого Завета исповедовать Единого Бога и совершать богослужения среди язычников, или, по мнению ваших наставников, их убили бы за иноверие?
3. Существовали ли в ветхозаветное время большие группы «таких рафинированных неидолопоклонников»?
4. Было ли у них внешнее богопочитание?
1. Вы цитируете слова святого Иоанна Златоуста: "А под эллинами разумеет здесь Павел не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся ЕСТЕСТВЕННОМУ ЗАКОНУ, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, сохраняли все относящееся до благочестия».
Я вполне согласен со словами святого Иоанна Златоуста и считаю их весьма ценным свидетельством. Но дело в том, что Осипов и Зайцев говорят как раз о язычниках – идолопоклонников, какими были Сократ и Гераклит (см. А. Зайцев «Расспроси ближнего…» 33стр.). Зайцев цитирует как доказательство своего мнения слова мученика Иустина Философа: «Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие», (стр.33). Но в Церкви существует правило: из мнений одного или двух отцов, отличающихся от церковного Предания, нельзя строить какое либо новое учение. Для подтверждения истинности учения необходимо общее согласие святых отцов.
На частном и ошибочном мнении св. Иустина Философа, у которого имеются также некоторые догматические неточности, Осипов и Зайцев решили основать, как на краеугольном камне, свое учение о спасении язычников, иноверцев, неверующих, и вообще не имеющих представлений о Христе. Однако языческие философы вовсе не отличались богобоязненностью праведников, о которых говорил Иоанн Златоуст в выше приведенной цитате. Для Сократа, Платона и Аристотеля не существовало Личного Бога, а только некое бескачественное начало, которое нельзя ни любить, ни бояться, ни благоговеть перед ним. Сократ в теологических рассуждениях говорил о богах, но не о Едином Боге. В своей повседневной жизни эти философы участвовали в языческих ритуалах и приносили жертвы идолам. Так, например, Сократ перед смертью просил учеников принести за него жертву Асклепию, так как он обещал сделать это, но не успел. Гераклит учил, что «борьба - отец всех вещей» и положил начало той порочной диалектике, которая была довершена Гегелем и Марксом. В жизни своей он отличался непомерным самомнением и заявлял: «Я знаю все, а другие – ничего». Кончил Гераклит свою жизнь самоубийством. И такого язычника Осипов и Зайцев согласны называть «христианином до Христа» и поместить в рай для подтверждения своей концепции.
Зайцев пишет: «…в притворах и даже в иконостасах древних – греческих и русских – храмов наряду с библейскими патриархами изображались и некоторые эллинские философы», (там же, примечание 37, стр. 31).
Философы, которые были изображены в притворе некоторых христианских храмов, это: Сократ, Платон и Аристотель. Но известно ли вам, Сергей, что в храмовой символике притвор означает не царство небесное, а преисподнюю; в притворе стояли люди, которым воспрещалось войти в храм и участвовать в общей молитве (находящиеся под епитимьей, а также некрещеные). Само изображение философов, искавших и не нашедших Бога, ясно сказывается в этих изображениях: они не вошли в небесную Церковь, а оказались в притворе. Осипова и Зайцева мало трогает, что Платон был пантеистом, а Аристотель колебался между пантеизмом и дуализмом. Мораль этих людей была довольно сомнительной: Платон любил роскошь и не гнушался раболепствовать перед тиранами; Аристотель советовал своему ученику Александру Македонскому уничтожить всех жителей одного из островов, чтобы заложить там плантации алоэ, для производства сабура. Достаточно прочитать «Жизнеописания философов» Диогена Лаэртского, чтобы усомниться в их жизни «по естественной совести».
Теперь посмотрим как перетасовали карты ваши учителя. Слово «язычник» имеет два семантических значения. Во-первых, это человек, принадлежащий не к иудейскому, а к другим народам; второе значение, – это идолопоклонник. Часто слово «язычник» в Священном Писании и у святых отцов заменяло слово «эллин» как в первом, так и во втором смысле слова. Под эллинами апостол Павел подразумевает ветхозаветных праведников, не относящихся к иудейскому народу. А Осипов и Зайцев под этими наименованиями имею в виду эллинов (язычников)- идолопоклонников. Таким образом, создается внешнее впечатление у людей, не знающих в чем дело, что Иоанн Златоуст и другие отцы называют Сократа, Платона, Гераклита и других язычников-идолопоклонников – богобоязненными людьми. Кроме этого, Зайцев заявляет, что под словом «философ» надо понимать не занимающихся философией, как системой познания, основанной на логике, а всех, кто любит истину. Значит, любой человек, любящий Бога – высшую истину уже философ. Поэтому всех праведников и святых следует назвать философами. Эти маневры так запутывают дело, что становится непонятным, где граница между монотеизмом и языческим миром, между праведниками и философами – идолопоклонниками. Это как раз и надо модернистам, чтобы в мутной воде ловить рыбу.
2. Вы пишете, что праведники Ветхого Завета «ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТЛИЧАТЬСЯ ВНЕШНИМ БОГОСЛУЖЕНИЕМ ОТ ИДОЛОПОКЛОННИКОВ ЖИВЯ СРЕДИ ИДОЛОПОКЛОННИКОВ». Совершенно верно. Но затем вы добавляете: «Как же те (идолопоклонники) не убили их (монотеистов) за иноверие, особенно там, где была жестко навязываема государственная религия», то есть, повторяете концепцию Осипова о том, что у библейских монотеистов не было ни богословия, ни ритуалов, ни богослужения. Откуда такие нелепые представления об истории мира? Первоначальной религией был монотеизм, и только затем появилось язычество, как обожествление космоса и его сил, при этом, долгое время в преданиях различных народов хранилась память о Едином Боге, который затем стал представляться верховным божеством в пантеоне богов, и присутствовать во всей пестроте языческой мифологии. В первой книге Библии Бытии, охватывающей огромный промежуток времени, нет никаких сведений о религиозных преследований ветхозаветных монотеистов со стороны язычников-идолопоклонников. Праведный Авраам, халдей по происхождению, не скрывает своей веры, но египтяне и хананеи не проявляют к нему религиозного антагонизма, более того, фараон просит Авраама помолиться за него Богу. Египетское правительство предоставляет иудеям плодородные земли, и не религиозные противоречия, а опасность усиления Израиля создают конфликт между египтянами и иудеями, который кончается исходом иудеев из страны. Образно говоря, монотеизм, до времен Нимврода, был похож на материк, который затем постепенно стали заливать поднимающиеся воды языческого мира, и он превратился в архипелаг, который таял в течение многих столетий. Иудейско-израильское царство надолго становится самым большим островом этого исчезающего архипелага. Надо помнить, что Ветхозаветная Церковь ведет начало не с Иакова и его сыновей, а от Адама. Ее главным догматом была вера в Единого Бога и ожидание Мессии – Спасителя, учением - Предание, идущее от Адама, основой богослужения – жертвоприношения, как прообраз будущей жертвы, которая должна искупить грехи мира.
Гонения на монотеизм, как на религию, начинаются с времен эпигонов Александра Македонского и то местами и спорадически. Систематическим гонениям подвергался не ветхозаветный монотеизм, а христианство. Поэтому праведникам Ветхого Завета незачем было скрывать своей веры и богопоклонения.
3. Вы пишете: «Назовите большие группы таких РАФИНИРОВАНЫХ НЕ-ИДОЛОПОКЛОНИККОВ? Дайте документ с описанием хоть одной такой НЕИУДЕЙСКОЙ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЛИГИИ ДО ХРИСТА параллельно с иудейской».
Все праведники до Иакова и его 12 сыновей принадлежали к доиудейской религии и, вообще, выражение «иудейская религия» довольно относительное и условное, так как религия Ветхого Завета по духу своему универсальна. Национально-иудейской религией можно считать талмудический иудаизм. Я думаю, Сергий, что вы не разделяете взгляд талмуда, что Адам был евреем.
4. Теперь насчет вопроса о том, существовало ли у праведников Ветхого Завета общественное богослужение. Праведный Мелхиседек, царь Салима, в Библии назван «священником Бога Вышняго». Апостол Павел в послании к евреям разъясняет, что священство Мелхиседека было служением Единому Богу, а в преобразовательном значении - вечным священством Христа Спасителя. Авраам принимает благословение Мелхиседека, как младший у старшего, как низший у высшего. Авраам и его союзники – князя соседних племен - после победы над эламитами приносят Мелхиседеку как священнику десятую часть добычи, следовательно, признают его священство. Неужели, может быть священство без паствы, без обрядов, без богослужения, то есть, без самой религии? К сожалению, это утверждают Осипов и Зайцев. Они отрицают у праотцев ту религиозную атрибутику, без которого не существовало ни одного народа и ни одного племени. По их мнению, праведники – неиудеи всплывают на поверхность Библии, как немые рыбы, и снова погружаются в глубину. И все это для того, чтобы заложить основы христианообразного учения о всеспасении людей, а может быть и демонов, в унисон с древними гностиками.
P.S. Я получил еще одно ваше письмо, где вы разбираете мой ответ к Дарии. Должен сказать, что каждое письмо, даже находящееся на открытом сайте, имеет личностный характер, и если аналогичный вопрос задали бы вы, то я ответил бы по существу, но учитывая вашу личность. Поэтому, если вас интересуют вопросы, поставленные в чужом письме, то обратитесь лично от своего имени, только четко сформируйте эти вопросы. Должен сознаться, что вы создали мне психологическую сложность, так как в одном письме пишете, что ошеломлены, во втором – что впали в состояние шока, так что моя переписка отражается на ваших нервах. В таком случае, может быть лучше вам вначале успокоиться, а затем задавать вопросы. Я готов пожертвовать перепиской с вами ради вашего здоровья – решайте сами. Желаю вам всего хорошего.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2019 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили