Вопросы и ответы: Общие вопросы
[02/11/2005] Мария спрашивает:
Отец Рафаил, прошу благословения!
У меня есть подруга, она человек очень чувствительный и в то же время очень честный и бескомпромиссный. Её очень мучает один вопрос, вопрос о Любви Божией. Она не может понять, как может Господь любить всех и хотеть всем спастись, если знает заранее, что миллионы людей будут мучиться в аду? Как может любить Тот, кто создал человека, зная, что он согрешит и пойдет в ад сам и множество его потомков? Почему Господь попускает родиться людям, которые не спасутся? Вот ее слова: "Господь требует от нас любви, а если мы не сможем его полюбить, то Он же будет жечь нас в аду Своей Любовью", и еще: "Я хожу в церковь, причащаюсь и стараюсь не грешить, потому что боюсь, что меня упрячут в ад. Но для Агапи нужно жертвовать, а для этого нужно бороться с эгоизмом, а это очень болезненно.". Я не могу ответить ей на эти вопросы, у меня не достает понимания или еще-чего-то, может любви. Для меня это вопрос веры. А она очень мучается этим вопросом, даже плачет часто, при упоминании о Любви Божией. Этот же вопрос - камень преткновения для моей матери, она не верующая. Очень прошу, если можете, помогите. Прошу молитв о р.Б. Наталии, Людмиле, Марии.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемая Мария! Вопрос о происхождении и существования зла волновал и волнует многих. Начнем с простого примера. Если бы у человека должны были родиться двое детей - близнецов, и он знал бы, что один станет праведником, а другой грешником, то, что было бы лучше: ради будущего праведника родить грешника, или из-за будущего грешника лишить жизни праведника? Бог дал человеку больше, чем мы можем представить и вместить в слове «спасение» - Он дал ему возможность богоуподобления; по словам святого Афанасия Великого: «Велел творению по природе стать Богом по благодати». Как согласовать существование зла с божественной любовью? Для того, чтобы исключить возможность грехопадения, надо лишить человека свободной воли, но тогда исчезла бы возможность богоуподобления, и человек остался бы нравственно-нейтральным предметом этого мира. Любовь как раз является свободным выбором, именно поэтому она сопряжена с риском для человека: все выиграть или все проиграть, все получить или все потерять. Тот вариант, который предлагает ваша подруга, - уничтожить потенциальных грешников, еще до их рождения по предвидению, - делает свободу воли фикцией, а без свободы любовь превращается в необходимость - во вложенную в человека программу. Это, в сущности говоря, представляет отказ от личностного бытия, и буддийский выбор небытия. Мы судим о Божественной Любви по аналогии с человеческой любовью, как с душевной эмоцией; а Божественная Любовь есть онтология Божественного бытия - апостол Иоанн сказал: «Бог есть Любовь». Любовь, обращенная к миру, это благодать Духа Святого, отблески которой переживали святые подвижники и изумлялись Божественной Любви. Бог дал человеку высшее – личностное бытие и, создав человека как личность, этим добровольно ограничил Себя человеческой волей, - тем, что называется произволением. Он сделал ее автономной и насильно не вторгается в ее область; иначе, человек, как личность, был бы «уничтожен» Богом и потерял бы свое индивидуальное бытие. Адские муки грешников – это не муки, причиняемые самой любовью, а осознание потери любви, которая ничем невосполнима. Тот, кто говорит: «Зачем Бог сотворил, если Он предвидел», в сущности, говоря, отказывается от своего достоинства, как образа и подобия Божия, от любви, как свободного самоопределения, и предпочитает быть ничем – нравственным нулем, то есть – не быть. Любовь Бога это страдающая любовь. Священномученик Игнатий Богоносец назвал Христа «Распятой Любовью». Она страждет о погибели грешников, но не может проникнуть в душу, которая неспособна воспринять ее. Христос стоит у двери человеческого сердца, но хочет, чтобы человек сам открыл эту таинственную дверь. Я думаю, что вам следует объяснить вашей подруге, что ее собственная любовь душевна и страстна, и поэтому она не знает, что такое Божественная Любовь. Если она хочет познать, то должна начать не с протеста, а с подвига искать эту Любовь и жить ради нее. Спасение – это богообщение и богоуподобление. Оно невозможно без любви, а любовь – без нравственной свободы, которая заключает в себе возможность выбора добра и зла. Слава, Богу, терпящего нас! Призываю на вас Божие благословение.
|