Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви



[23/03/2005] Сергий и Олег спрашивает:

Ваше высокопреподобие о. Рафаил благословите! Мы с моим другом хотели бы задать Вам волнующий нас вопрос. Есть ли в Православной Церкви хоть один канонизированный еретик: католик, несторианин, монофизит? Можно ли утверждать, что ересь( в отличие от раскола) - это учение с поражённой догматикой? Есть ли какие-либо исторические сведения о том, что св. Исаак Сирин действительно является членом православной общины, находящееся на территории Антиохии - канонической территории несторианства. Или же он действительно входил в клир и был епископом несторианской церкви ,если да, то как и каким образом он смог достигнуть такой выкой святости находясь под влиянием ереси Нестория, которая была осуждена на 3 Вселенском соборе (431г.) Разъясните пожалуйста о. Рафаил.
С любовью о Господе студенты 3 курса Ташкентской Духовной Семинарии Сергий и Олег.
P.S. Просим ваших святых молитв


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемые Сергий и Олег! В Православной Церкви нет ни одного канонизированного еретика, даже само словосочетание «святой еретик» бессмысленно или кощунственно. О том, что на территории, где подавляющее большинство являлось несторианами, были православные общины, говорит тот факт, что несторианам, до самого вторжения в Персию арабов, приходилось собирать поместные соборы для борьбы с халкидонитами (православными), проживающими вместе с ними. Само несторианство утверждалось через кровавые гонения против православных в регионах, контролируемых Персией. Для некоторых современных богословов, ересь не представляется как препятствие к действию Духа Святого и спасения человека. Современный религиозный индифферентизм обычно прячет себя под лозунгом гуманистического вселюбия. Но вы можете убедиться, что дух Древней Церкви был непримирим к любой ереси, и подобных ошибок не могло произойти. Современники Исаака Сирского лучше знали кто он, а последующие поколения имели больше исторических документов по этим вопросам, чем мы. Совершенно неправдоподобно, чтобы ни один православный богослов на протяжении 13-ти столетий, не поднял бы вопрос о том, что в святцах находится имя еретика, и православные молятся несторианину. Надо сказать, что несторианство вызывало особое возмущение в народе, как оскорбление имени Пресвятой Богородицы. В некоторых случаях Церковь допускала пользоваться произведениями еретиков, но не богословского характера, например, в свое время была распространена книга «История Церкви» арианствующего епископа Евсевия Панфила. Но Церковь никогда не называла его святым. Будучи близок к императорскому двору он имел доступ к римским архивам и, поэтому, сохранил для нас многие важные документы, нейтральные к его еретическим воззрениям. Евагрий Понтийский, живя среди египетских подвижников, собрал их изречения, которые известны под его именем. Церковь включила их в такой авторитетный сборник, как Добротолюбие, но вместе с тем, осудила и осуждает оригенистические взгляды Евагрия. Разумеется, его имя не числится в числе святых аскетов, более того, он осужден на 5-ом Вселенском Соборе. Поэтому выражение «святой несторианин» является попыткой внушить людям мысль, что Церковь ошибается, что-то недосматривает, и ее надо исправлять, то есть это одна из провокаций против Православия. Прошу святых молитв.

Уважаемые Сергий и Олег! Недавно я получил аналогичный вопрос, на который выслал ответ. Повторяю его. 1)В православной Церкви не было и не может быть ни одного канонизированного еретика, так как еретик чужд Церкви и Духа Святого, пребывающего и действующего в Церкви. 2)Раскол только очень условно можно отличить от ереси. Но на самом деле, в каждом расколе мы видим отвержение и извращение догмата о Единой Церкви (см. Символ Веры). 3)Среди сиро-халдейских христиан долгое время продолжали существовать православные общины. Еще в 7-ом веке, то есть после смерти преподобного Исаака Сирского, были поместные несторианские соборы, в которых осуждалось диофизитство, а также стремление части несторианского духовенства к сближению с православием. Желание видеть преподобного Исаака Сирского еретиком исходит из протестантских кругов, которые пренебрежительно относятся к почитанию святых, и не прочь поиронизировать над православными, которые, якобы молятся и поклоняются тем, кто отлучен 3-им Вселенским Собором от Церкви. А наши лопухи, боясь, что их обвинят в невежестве и обскурантизме, поддерживают эту клеветническую версию. Надо сказать, что несториане, опираясь на персидских огнепоклонников, а затем на мусульманское правительство Хорезма, устраивали гонения против православных. И надо сказать, что мусульмане Средней Азии более терпимо относились к православным, чем несториане. Вы можете со спокойной совестью молиться Исааку Сирскому.
Желаю вам успеха в учебе. Прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили