Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Мятущаяся душа



Рубрика: Интервью, встречи, воспоминанияОпубликовано: 02/05/2013 | Версия для печати


Своим поступком вы показали неуважение к сану и благодати Архиерея, потеряли послушание и остались со своей «мудростью», которая стала ловушкой для вас. Человек, вышедший из послушания, подобен потерпевшему кораблекрушение, который с трудом доплыл до суши, но она оказалась пустынным островом и он не знает, что делать и куда идти. Сатана может являться в образе ангела света, духовная ловушка сверху украшена цветами, а зло замаскировано кажущимся добром. Вспомните, что сатана, искушая Господа, приводил изречения из Священного Писания. Когда демон хочет обольстить человека, то посылает ему кого нибудь из людей в виде друга, который старается посеять в его сердце недоверие к духовному отцу.

А сколько раз демон через помыслы старался обольстить человека, внушая ему подвиги, превосходящие силы, исполнить которых якобы мешает духовный отец! А как часто он, как искусный спорщик, приводил в замешательство неожиданными вопросами, ссылаясь при этом на слова Библии и святых отцов! А как красноречиво расхваливает других наставников, чтобы только оторвать человека от его духовного отца! Эти демонические искушения похожи на шелковые сети или яд, налитый в хрусталь. Хорошо, что вы еще не совсем погибли и голос совести мучает вас. Но пока вы не убедитесь в своем бессилии, не увидите свою духовную слепоту, не разуверитесь в себе, – то вряд ли что нибудь изменится в вашей жизни. В патериках описаны случаи, когда подвижники, достигшие чудотворения, затем пали, доверяясь своим помыслам, и что благодать защищала и хранила тех, кто подчиняли свою волю наставникам и не доверяли себе.

Вторая ошибка, допущенная вами, – это предположение, что можно лучше изучить проблемы людей и психологию грешника, находясь среди них в гуще мира, чем служа в храме или пребывая в монашеской келии. Однако мир представляет собой поле страстей и борьбы, в котором притупляются духовные интуиции самого человека, слепнет его внутреннее зрение, слабеет и исчезает способность чувствовать душу другого, мысль становится тяжелой и темной, а слово – немощным. С духовного уровня человек постепенно переходит на душевный, эмоции растут как сорняк и становятся неуправимыми, человек ничего духовного не познает и не приобретает, а только теряет то, что раньше имел.

Духовная сила, проницательность и мудрость приобретаются молитвой, опытом борьбы со своими страстями и, главное, послушанием. Ум просвещается благодатью, а в соприкосновении с грехом нет познания: нельзя понять пустоту или постигнуть хаос. Святые отцы говорят, что во всяком познании есть элемент симпатии. В контакте с грехом происходит адаптация к греху, привыкание к нему и душа перестает воспринимать грех как безобразие и скверну. От картин и образов греха, которые видит человек, оживает грех в его сердце. Этот первородный грех, присущий всем людям, обольщает человека призраками счастья и темным наслаждением.

В тантрическом буддизме и индуизме есть метод, считающийся тренировкой воли: человек рассматривает греховные сладострастные картины и образы во всем их бесстыдстве и наготе, но при этом он должен сохранять бесстрастие и равнодушие. Это самообман. Человек подсознательно удовлетворяет свои страсти, он испытывает тонкое наслаждение от их смрада и поэтому охотно посещает такие занятия.

Для того чтобы знать как бороться с грехом и помочь другим людям, надо отдалиться от греха и стяжать благодать. Ведь старцы, к келлиям которых непрерывным потоком шел народ, или аскеты, оставившие нам руководства борьбы со страстями, большей частью были монахами с юных лет. Чтобы учиться тушить пожар, не следует поджигать собственный дом. В миру вы научились не как побеждать грех, а как грешить.

Молодой человек спросил:
– Нельзя ли отсутствие опытного духовника заменить руководством по святоотеческим книгам и в них находить ответы на жизненные проблемы, тем более что послушание духовному отцу в наше время трудноисполнимая обязанность?

Духовник ответил:
– Никакая книга не может заменить живого общения. Разве вы можете самостоятельно найти нужное направление в пути, разобраться в дорогах и тропинках, если окажетесь на незнакомом месте, хоть и будете иметь в руках карту, подробно изображающую рельеф? Духовный путь человека пролегает в незнакомой местности. Только держась за руку опытного проводника можно избегнуть ям и ловушек. Не думайте, что вы сами можете правильно понять духовную литературу.

Читая Евангелие и творения святых отцов, вы без послушания не сможете правильно понять их сокровенный смысл и будете воспринимать святые слова через призму собственных эмоций и страстей. Раньше духовные наставники сами выбирали нужные книги для своих учеников, сообразуясь с их духовным уровнем. Здесь нужна строгая постепенность, необходимо, чтобы прочитанное было подтверждено собственным опытом. Высокое подвижническое учение, не соответствующее духовному и нравственному уровню человека, не только бесполезно, но может привести его в особо опасное состояние гордыни, называемое прелестью, когда он принимает демонические внушения как откровение свыше.

Мне кажется, что одной из причин вашего духовного расстройства было неразборчивое чтение аскетических и богословских сочинений, которые создали иллюзию духовных знаний и путаницу в вашем уме. Неразборчивое чтение аскетической литературы может явиться опасностью в духовной жизни: человек сравнивает высокое святоотеческое учение с советами и благословениями своего старца и ему кажется, что старец находится на низком духовном уровне. Такой ученик не понимает, что древние аскеты в своих сочинениях и посланиях чаще всего обращались к монахам, преуспевшим в духовной жизни, чтобы сделать их более совершенными. А духовный отец, видя страстное и греховное состояние ученика, снисходит к нему: он знает, что слишком большая тяжесть может и физически и душевно сломить человека и потом сделать его неспособным даже на малое. Поэтому старцы снисходят к нашей немощи и дают советы, соответствующие нашим слабым силам, чтобы мы, начав с малого, могли бы постепенно перейти к большему.

Начитавшись произведений древних аскетов, человек видит как бы вершину духовной лестницы, а старец, посмотрев своим опытным взглядом, видит, что ученик стоит у ее подножья.

Послушнику иногда кажется, что старец сам не делает того, чему учат отцы и ему мешает делать, словно завидуя, что ученик может превзойти его. Получается печальная картина: послушник перестает доверять своему старцу и унижает его в своих мыслях. И тогда он покидает старца или решает совместить несовместимое: остаться в формальном, внешнем послушании старцу и при этом подчинить его своей воле. Он начинает убеждать и уговаривать старца благословлять на то дело, которое выбрал сам, разъяснять ему ситуацию, запутывать его в словесной паутине, чтобы настоять на своем.

Такой послушник обычно вопрошает старца о всяком пустяке, лицемерно показывая ему свое послушание, а важные вопросы своей внешней и внутренней жизни решает сам, считая, что он лучше понимает все нюансы современной жизни, чем его духовник. Этим недоверием он внутренне отключается от старца и между ними возникает невидимая стена, которую один не хочет, а другой не может преодолеть. Старец перестает духовно чувствовать своего ученика: благодать Божия, столкнувшись с окаменевшей душой лжепослушника, уже не внушает старцу, что говорить, и он, в конце концов, начинает уступать и соглашаться с учеником в том, что отвергал с первых слов.

Эти настойчивые объяснения, желания растолковать старцу, что правильно и что неправильно, на самом деле представляют собой скрытое насилие над духовным отцом и разрывают три звенья духовной цепи: Бог – старец – послушник. Входя в роль «старца над старцем» ученик привыкает лицемерить и хитрить, он уже заранее составляет план, как воздействовать на духовного отца, чтобы тот покорился его воле. Если человек, прямо отказывающийся от послушания, становится незащищенным от демонических сил, то, кто лицемерит с послушанием, доходит до такого состояния, что сам может научить черта уверткам. Поэтому в послушании нужна простота и искренность сердца. Мирские люди, под словом «простота» часто подразумевают неученость, невежество, глупость, а в духовной жизни простота означает цельность души и прямоту характера.

Спасаться одновременно и трудно и легко. Самая большая проблема на пути к спасению для человека является он сам. Послушание как раз призвано освободить человека от этой ложной самости и самомнения, где мудрость заменяется уловками и хитростью. Мирская хитрость и духовная мудрость – не совместимы друг с другом.

Страницы:  1  2  3  4 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Мировозрение и нравственность
Советы для диалога с мусульманином
О блаженной нищете
О церковном календаре
О страсти гнева
Тайна «Матильды»
Традиция и петух
О профанации любви
О почитании святого Георгия в Грузии
Притчи Суламиты
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили