Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[25/09/2005] Сергей, Православный христианин спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка!
2.В догматическом богословии архимандритов Алипия и Исаия написано: В канонических книгах Библии упоминается всего два имени Архангелов:
Михаил и Гавриил.
Четыре имени встречаются в неканонических книгах:
Рафаил Уриил Селафиил Иеремил
Кроме того благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах: Иегудиил Варахиил
Итак, четыре имени Архангелов пришли к нам из неканонических книг.
Подскажите, пожалуйста, как определить, какие неканонические книги допустимы для чтения христианином, а какие - нет, или по каким принципам понять, что книга - ересь? Может существует какие-то правила, чтобы определить, что книга-ересь?
2. Первый вопрос мой возник в том числе из того, что при прочтении одной книги нашел ссылку и цитату на книгу пророка Ездры. Верно ли то, что эта книга неканоническая, но ересью не является?
Храни Вас Господь.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Сергей! Неканонические книги, в отличие от канонических, содержат в себе элементы человеческой ограниченности, и возможной ошибки, тогда как канонические книги всецело написаны под воздействием Духа Святого, и возможность ошибки в них исключена. Однако, неканонические книги содержат в себе ценнейшие исторические сведения и много мудрых советов. Поэтому, по промыслу Божьему они включены в православную Библию, но с некоторой отговоркой, что они не могут являться полным авторитетом для решения догматических и богословских вопросов. В отличие от неканонических книг, вошедших в Библию, существует еще много апокрифов, ложно надписанных именами пророков и апостолов, в которых содержатся учения, противоречащие Священному Писанию. Такие апокрифы не могут быть назидательным чтением для христианина, церковные правила запрещают пользоваться ими. Ересь - это догматическое искажение, то есть вероисповедальная ложь, а большинство апокрифов носит еретический характер. Что касается ангельских имен, то их сохранила нам Священное Предание, являющееся наравне со Священным Писанием источником православного вероучения.
|