Вопросы и ответы: Общие вопросы
[02/09/2005] Вячеслав спрашивает:
Уважаемый о.Рафаил. Мой товарищ, православный журналист, является приверженцем идеи о том, что Иван Грозный святой. То обстоятельство, что святой Корнилий был убит царем и другие доводы его не убеждают. Он считает, что царь был собирателем земли русской и оболган за борьбу с ересью жидовствующих. Какой точки зрения придерживаетесь Вы на этот счет? Одно из оснований его теории, что обряд пострижения в монахи и тем более в схиму сопровождается изменением имени и очищением всех грехов. Если это так, то когда возникло такое установление? Как подобное сочетается с Символом веры, где мы говорим о том, что "Веруем едино в крещение во оставление грехов"? Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Вячеслав! Идея о святости Иоанна Грозного я слышу не впервые. Мне кажется, что такая идея могла возникнуть у людей, чье православие затуманено политизацией, национализмом и прагматизмом. Екатерина II также значительно расширила границы государства, неужели она из-за этого стала святой? Что касается пострижения Иоанна Грозного в монахи перед смертью, то надо сказать, что незадолго до этого он велел привести к себе с севера нескольких колдунов-шаманов, чтобы те предсказали ему будущее. А когда те предсказали ему смерть, то приготовился казнить их, если предсказание не исполнится. Умер он не на молитве, как обычно кончают свою жизнь святые, а за игрой в шахматы, и неизвестно, как он был пострижен в монахи – может быть уже в беспамятстве. Постригать в монахи перед смертью, было обычаем того времени, и принявшего постриг вовсе не считали святым. Что касается учения о том, что во время пострига в схиму прощаются все грехи, то, как мне известно, ни одно церковное постановление не говорит об этом. В Правилах Василия Великого сказано, что при монашеском постриге с тех, кто находятся под епитимией, снимается одна треть наказания, а две трети остаются. Значит, постриг приравнивать крещению все-таки нельзя. Это поверье основано на свидетельстве одного подвижника, что он видел, как на принявшего схиму сошла такая же благодать как на крещаемого. Это видение написано в Патерике. Что касается борьбы с ересью жидовствующих, то здесь явный анахронизм: ересь возникла и была уничтожена задолго до Иоанна Грозного. Я считаю Иоанна Грозного сложной личностью, человека с больной психикой, у которого спорадически вспыхивающая религиозность странным образом сочеталась с жестокостью, доходившая до садизма. Я думаю, что говорить о такой святости для православного человека – опасно. Лучше предоставить суд над ним Богу. Почитатели Иоанна Грозного могут последовать совету Пушкина: "Своих царей великих поминают, За их труды, за славу и добро. А за грехи и темные деянья, Спасителя смиренно умоляют".
|