Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[25/08/2005] Александр спрашивает:
Доброго времени суток многоуважаемый архимандрит Рафаил (Карелин)!
Позвольте повторить вопрос, который я , вследствии своего незнакомства с культурой общения,задал Вам в недозволенной форме. Вместе с заново поставленым вопросом примите мои искренние извинения и заверения в том, что я обязательно проштудирую книгу "О хорошем тоне", а не только кормчую.
Зачем практику "обливательного" заменять "погружением" если "обливание" признается настоящим крещением?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Александр! Доброе время суток то, - когда мы делаем добро. По преданию, Христос был распят в тот час, когда пал Адам, поэтому дурное время богоотвержения стало временем спасения. Ваше пожелание доброго времени суток я понимаю как пожелание - во всякое время удаляться от зла и греха, чтобы оно было добрым. Крещение через погружение, во-первых, повторяет таинство в том виде, в котором оно было учреждено, поэтому имеет более ясную и полную историческую преемственность. Во-вторых, здесь символика обрядов с большей полнотой и мистической насыщенностью передает сущность таинства. Крещение через обливание также усваивает человеку плоды Голгофской Жертвы: искупление, прощение грехов, освящение и присоединение к Церкви. Но этот вид представляет собой как бы свернутое священнодействие. Здесь присутствует со стороны священства грех нерадения, которое, однако, не лишает крещаемого благодати. Но противопоставлять крещение через погружение крещению через обливание как действительное и недействительное – будет неправильно, так как по церковным правилам крещение через обливание и окропление, в случае необходимости, в виде исключения, допускалось. А теперь, мы дерзнем сказать, происходит злоупотребление принципом икономии.
|