Вопросы и ответы: Общие вопросы
[17/08/2023] Артём Рыжов спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил. Прокомментируйте пожалуйста цитату из книги проф. Осипова:
«А в своих знаменитых «Словах подвижнических» Исаак Сирин с полной уверенностью писал: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечётся в нетление, и падшего во ад восставит в славе? Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздаёт Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали... Более того, Христос падшего в ад восставит в славе, вместо воздаяния праведного облекает их в совершенную славу нетления. Всеобщее воскресение, убеждён святой Исаак, упраздняет геенну: Где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников? – восклицает он.»
Архимандрит Рафаил отвечает:
Артемий!
Эта цитата, которым манипулирует Осипов и подобные ему еретики, появилась в конце прошлого века в произведении, якобы принадлежащем прп. Исааку Сирскому. На самом деле, его составил собственными интерполяциями анонимный автор оригенистского толка, который хотел воспользоваться именем великого христианского аскета и духовного писателя, чтобы посеять смуту в православном вероисповедании. Если вы внимательно просмотрите «Слова подвижнические» более раннего периода, то нигде не найдете это возмутительное ложнословие, которое навесили на святого отца. Это абсурдная цитата перечеркивает весь труд Исаака Сирского, который всю книгу посвящает вопросам аскетики и борьбе со страстями для постоянного богообщения. Если Бог в конечном итоге всех спасет, тогда какой смысл в этой борьбе и в перенесении тяжких испытаний? Ведь легче жить по страстям, грешить, получать плотские удовольствия, а после смерти, немного потерпев, на Страшном суде получить прощение и перейти в рай. Но, к сожалению, современному христианину больше по душе такие ложные обещания, чем аскетизм – как единственный путь спасения.
Вообще общей ошибкой еретиков подобного рода является непонимание, что Божественная любовь неразделима от Божественной правды. Страшный суд – это итог свободного выбора человека между грехом и добродетелью, мраком и вечным светом, смертью и жизнью. Именно поэтому универсальным фильтром добра и зла является Страшный суд, который разделит человечество на обитателей рая и узников ада. Для Осипова и его последователей Страшный суд превращается в пугало для детей или чучелом для отпугивания птиц. Учение Оригена было осуждено на двух Александрийских соборах, а анафемы против оригенизма и подробное опровержение его учения были утверждены на пятом Вселенском Соборе, с участием светской власти, в лице святых императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Необходимо помнить, что существует несколько видов греха, которым нет прощения ни в этой, ни в будущей жизни. Что это за грехи? Они представляют собой не греховные действия, а состояния души, при которых сам человек становится неспособным к покаянию. Одним из смертных грехов является учение о том, что Бог спасает Свое создание одной Своей любовью, независимо от того, что делал и как жил человек; он как бы запрограммирован на спасение, это его участь, независимо от личной воли. У демониста поэта Бодлера есть стих о том, как ангел насильно тащит человека в рай. А грешник отбивается от ангела и кричит: «Не хочу, не хочу».
Бог высшая Личность, а оригенисты лишают Его Личности, как высшей формы бытия, и превращают в некий слепой магнит любви, который притягивает всех без разбора. Любовь – взаимна. А Осипов и подобные ему либералы считают, что можно заменить Божественную любовь каким-то слепым пристрастием Бога к человеку. Пристраститься можно к объекту своей страсти, а любить по настоящему можно только прекрасное. Грешник становится образом своего греха. После воскресения мертвых само тело грешника будет темным, как уголь, и смрадным, как разлагающийся труп. Грешник ненавидит не только Бога, он ненавидит самого себя и подобных ему грешников. Божественный свет, как основа спасения для праведников, становится невыносимым мучением и адским пламенем для такой души.
Богословы-либералы под именем гностиков-докетов отвергали вообще Божественное воплощение. Они говорили, что евангельские события – это только устойчивая галлюцинация, что Бог вообще не был распят, а только играл роль спасителя, как иллюзионист. Святые отцы 1-2вв. называли гностиков хулителями Бога и первенцами сатаны.
|