Вопросы и ответы: Общие вопросы
[12/08/2023] Артём Рыжов спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил! Как оценить мысль проф. Осипова о том, что Христос мог согрешить как Адам?
проф. Осипов: "Вот какова Его человеческая природа смертная да, тленная конечно и младенец и отрок и совершенный муж. Смертный да действительно и страдал и умер, но не согрешил вот тогда тут понятно величие этой человечности этого человека как скажем Христа вот тут величие. Мог бы Он так как первый Адам раз и согрешил, если возможно было бы такое почему же если это истинный человек да не согрешил находясь в условиях, которые по сравнению с первозданным Адамом ну просто бездна греха, которая окружала Его." ("Христос как человек мирское и духовное" 2012.11.12
23.47-24.52)
Архимандрит Рафаил отвечает:
Артемий!
Профессор Осипов не делает различия между безгрешными немощами человеческой природы Христа (голод, жажда, потребность во сне, чувство боли от нанесенных ран во время Распятия и т.д.) и грехом. Человеческие немощи показывают истинную, а не иллюзорную природу Христа. А что касается греха, то грех это противление воли Божией, отчуждение от Бога и демонообщение. Таким образом, Осипов допускает кощунственную мысль, что Христос мог бы войти в общение с сатаной и быть порабощенной темной силой. Это противоречит христианскому учению о искуплении, как жертве Невинного за виновных, и противостоит церковному учению о том, что Христос безгрешен, что Он не мог принять богопротивных мыслей и что плоть Его всегда оставалась соединенной с Божеством.
|