Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[14/08/2023] Виталий спрашивает:

Благословите, о. Рафаил!
Имею вопросы по метафизике.
1. Учение о Божественных идеях как прообразах вещей общецерковно? Или допустим вариант Оккама - для создания единичных вещей не нужны идеи?
Если это учение признано, то тварны идеи или нет?
Нетварны - тогда миры духов и вещества являются материализацией идей - ересь пантеизма.
Тварны - тогда идеи создаются Богом из ничего. Но как они создаются? Если по какому-то замыслу, то значит нужны идеи об идеях и т.д. до бесконечности. Если же они создаются без замысла, то значит являются чем-то новым, дополняющим Бога. Но Бог совершенен и ни в чем не нуждается.
2. Бог сначала творит идеи, потом мир Ангелов, затем вещественный мир и человека?
3. В чем отличие православного учения о познаваемости Энергий и непознаваемости Сущности Бога, а также любого существа и предмета, от учения Канта о непознаваемости ноуменов и познаваемости феноменов?
4. Что такое творчество с православной т.зр.? Все истинное содержание от Бога, значит человек его не создает, а только реализует. Выходит творчество человека только в создании лжи, не-сущего?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Виталий!
1. Учение о божественных идеях, является не учением Православной Церкви, а так называемым «христианским платонизмом», который стремится подчинить веру философии и создать некую универсальную систему. Но здесь мы сразу же сталкиваемся с противоречием в самом учении Платона: что оно представляет собой – пантеизм или дуализм? Платон говорит о материи как стихии, противоположной духу и враждебному ему. Он говорит о материи как о некой бездне, стоящей между божеством и антибытием. Платон не может разрешить проблему, как благой бог мог создать злую материю, и поэтому допускает вечное существование материи. Здесь уже объективный идеализм без доказательств и логики, а как бы априори, заменяется дуализмом.
Творение мира по Платону, является деградацией самого божества. Вначале божество является как тайна, оно не имеет ни имени, ни свойств, оно всё превыше всего: это пребывание бога в самом себе.

Затем бог открывается как универсальная единица и в этом проявлении уже отмечается двойственность: бог и не бог. Бог грезит о материи – пракрити – как о своей невесте, и эти грезы вызывают божественные идеи. На первом этапе происходит ниспадение божества, как универсума, до множественности идей, а затем идеи, готовясь к воплощению, становятся множественностью во единстве. Воплощаясь, идеи становятся живыми существами, которые хотят обособиться от своего первоначала – бога. Первая ступень – ниспадение, бог в своих идеях. Вторая ступень – идеи в боге; третья ступень – обособление идей, которое похоже на стремление птенцов вылететь из гнезда. Затем взаимодействие духа с материей вызывает взрыв, где иллюзорные миры уничтожаются. Этот период деградации и обнищания божества и его иллюзорное соединение с материей называется «годом Платона» и определяется приблизительно в 25 тысяч лет. Затем все приходит в первоначальное состояние и снова остается одинокое божество со своими грезами о браке с пракрити.

Надо сказать, что концепция Платона имеет свои ассоциативные связи и аналоги с учением эфесских жрецов, в интерпретации Гераклита, в учении индийских вед и адвайта-йоге. Год Платона в этих учениях заменяется другими продолжительными периодами. Надо сказать, что святые отцы понимали гибельность платонизма и выступали против него. Так в 11-12 вв. на расширенных Константинопольских поместных соборах, где участвовали представители других поместных церквей, «христианский платонизм» и его языческие корни были осуждены, а учение о божественных идеях, как живых существах, было предано анафеме.

2. В Боге нет понятия времени, а у нас с вами – понятия вечности. Поэтому любой ответ, с употреблением нашего словесного лексикона, будет ложью и профанацией. Вера не объясняется, а принимается.

3. Учения о познаваемости энергий и непознаваемости Сущности Бога, а также любого существа и предмета, о чем упоминаете вы, – не являются объектами изучения православного богословия. Что касается Канта, то по отношению к религии он выступает как скептик, а на отрицаниях ничего нельзя доказать.

Виталий! Познавательные силы человека после грехопадения Адама потеряли прежнюю целостность и направленность к Божеству. Так что психика человека теперь представляет собой сложную мозаику истины и лжи, правды и ошибок, добродетели и греха. Поэтому для решения метафизических вопросов необходим личный аскетизм, благодаря которому благодать Божия может несколько восстановить поврежденное и утерянное. Поэтому в философских определениях богословских истин так важны высказывания святых отцов по конкретным богословским вопросам. Здесь важно проявить послушание не только волевое, но и интеллектуальное.

Чтобы познать истину, которая только в Боге, не обязательно копаться в философском мусоре, а надо воцерковить себя и войти через подвиг жизни в общение с Божеством.
Помоги вам Господи познать свою меру!



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили