Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[25/07/2023] Сергей спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! Батюшка, дайте, пожалуйста, ваш совет и разъяснение моей ситуации. Долгое время мне были очень по сердцу и прямо родными все те советы святых отцов, советы из ваших книг о том, что не нужно прилепляться к земному, суетному, душевному; о том, что каждое мгновение своей жизни нужно сочетать с Богом в молитве. Все это долгие годы приносило мне утешение, какой-то комфорт сердцу. Я чувствовал уверенность в себе, стремясь исполнять это. Но вот наступил период страшных сомнений во всем этом. Такого никогда раньше не было. Помыслы или даже само чувство души стали сильно устрашать, нанося сильное томление и боязливость сердцу. Это как шквалом находит. Сомнения как бы говорят: ты что, лучше других!? Посмотри вокруг. Абсолютно все живут, отдаваясь впечатлениям и земным радостям. В этом залог их психического и физического здоровья. Мол, все имеют в себе внутреннюю опору на своих жен, детей, связи, на свой юмор, легкий характер и успешность в делах; все строят дачи на долгие годы, обсуждают предстоящие поездки, говорят о покупках и переменах машин, со смаком говорят, что приготовят на ужин и проч.
Однако этими вещами и раньше люди вокруг меня всегда интересовались, всегда обсуждали подобное и я частично в этом тоже участвовал, хотя и сторонился этого, осознавая, что отцы учат давать всему мирскому надлежащую цену. Теперь же, когда внутренне принял решение серьезно и окончательно начать жить по духовному, появляется такое страшное чувство сильнейшего одиночества, когда вокруг говорят на эти темы. Ситуация очень усугубляется, когда даже лица духовного сана (я работаю алтарником) так же всем этим интересуются, во всем этом живут. И тогда чувство оставленности доходит до такой силы, что я сам пытаюсь опять начать всё это обсуждать, имитируя, что мне это интересно, но при этом появляется чувство такой внутренней горечи, что становится еще хуже. К тому же и времени много ушло, чтобы начинать это все обустраивать. Ситуация похожа на то, когда блудный сын в голод просил рожков от свиных корыт, но ему не давали.
При внутреннем обращении к Богу появляется какое-то чувство или даже уверенность, что Господь совершенно не слышит и не хочет слышать, возникает чувство тоски и безысходности. В эти периоды совсем нет опоры нигде, в душе смятение, страх и томление. Такого никогда не было. Появляются помыслы, что я как эгоист сам виноват, что так отнёсся к миру, к Богом данным естественным утешениям, а теперь и не жди никаких утешений. А если мало-помалу начинаю опять погружаться в подобные мирские интересы, то становится полегче, но при этом возникает чувство пустоты.
Отец Рафаил скажите, как найти нравственную опору во всем этом? Очень устрашает то, что при этом молитва не дает утешения и покоя, а порой становится даже страшнее. Может действительно так нельзя отрешаться от мирских утех, а следует все же часть сердца отдавать современному миру? Однако столько лет меня всегда грело и вселяло надежду, как бы чувствовалось, что Господь поддерживает мое уклонение от мирской суеты.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дорогой Сергей!
За сто лет до всемирного потопа Ной призывал людей к покаянию, но его не слушали, а оправдывались тем, что живут так же, как и все остальные. Все продолжали грешить, но начался потоп и уничтожил всех, за исключением нескольких человек.
В настоящее время нравственное падение людей похоже на предпотопное отступление от Бога и, к сожалению, люди перестают понимать, что добро и что зло, что добродетель и что грех. Самое страшное то, что этот духовный обвал не уменьшается, а увеличивается. Поэтому вам следует не оправдывать себя грехами других и подражать им, а стараться жить по заветам вечного Евангелия.
Бывает и следующее. В начале духовного пути Господь дает человеку на время утешение и радость благодати, чтобы показать какие духовные дары ожидают человека, если он будет до конца верен, а затем промыслительно скрывает от него действие благодати, чтобы тот приложил труды для возвращения потерянного. Но вы, оказавшись в этом духовном испытании потери благодати, решили, что надо жить как все, и этим самым стали врагом собственного спасения. Теперь приложите усилия воли, чтобы благодать снова нашла место в вашем сердце.
Иметь одиночество с Богом спасительнее, чем жить в большом кругу пустых единомышленников.
Призываю на вас Божие благословение и молитвенно желаю не ослабнуть в труде.
Помоги вам Господи.
|