Вопросы и ответы: Общие вопросы
[10/09/2022] Димитрий спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил.
Рад возможности пообщаться вновь с Вами.
Сердечно пОздравляю с прошедшим юбилеем! С интересом читаю Ваши книги.
В результате размышления о разных моментах духовной и мирской жизни, у меня сложились следующие вопросы к Вам, которые я хотел бы задать, пользуясь вновь открытой возможностью. Я их сгруппировал по проблемам современной проповеди Христианства и отношения Православных к оппонентам.
1) В качестве рецепта в борьбе с завистниками вы советуете не желать им воздаяния, говоря что пожелания другим сбываются ли на тебе. Но ведь мы видим людей, которые угрожали другим и ничего за это не получили , и наоборот. У некоторых миссионеров и проповедников с симпатиями к коммунистам стало модным оправдывать репрессии советской власти тем, что христиане рассматривались как враги государства, а гонения и казни связаны с тем, что невинно никто не страдает, и наказания ГУЛАГа были ответом на внутреннее пожелание зла Советскому правительству. Как с этим быть?
2) Еще сейчас у некоторых миссионеров модно подводить паству к обзывательству себя, а иной раз и несогласных, разными не очень хорошими словами, на которые они ссылаются, что они вовсе не матерные (например, одно из этих слов употреблено в послании апостола Павла - "блядивы" ), оправдывая тем, что возмущение, которое чувствуешь - это свидетельство обожжённой совести, такие слова , как "блудник", "блудница" уже привычны, а Христос называл нехороших людей "порождения ехиднины" и др. Стоит ли практиковать себя в том, что обзывать себя как бы то ни было ? Кстати, у Иоанна Кронштадтского в дневниках нередко можно встретить выражения: вот я подлец и т.д. Насколько это для нас актуально?
3) Сейчас везде встречаются осуждения Христиан в сравнении с мусульманами. Ставится в пример их отношения между мужчинами и женщинами и т.д. Судя по некоторым отзывам, многие молодые мусульмане, видя православных женщин, одетых легкомысленно, осуждающе, а то и легкомысленно и относятся к ним (дай Бог, чтобы это было не так!). Касательно православных. Вот Когда видишь женщину в короткой юбке и т.д. надо в душе ее презирать или осуждать то, что она мне нравится, стараться общаться без уважения, а уважать тех, кто в платке ходит?
4) Как себя дисциплинировать в отношении к светской культуре? Надо ли отсекать все свои пристрастия и сразу? Вот Вы говорите с одной стороны, что культура может быть проводником демонических влияний, а с другой, может быть и немного полезна. Какие себе рамки стоит ставить, временные и т.д.?
5) Как Церковь относится к коллекционированию предметов искусства? С одной стороны, пристрастие к вещам осуждается, но с другой, я в курсе, что некоторые уважаемые священники хранили картины великих мастеров, книги, потом в музей завещали... Я люблю покупать интересные книги, иногда просто для того, чтобы они у меня лежали и я мог бы любоваться ими.....
Прошу Вашего благословения на завершение диссертационной работы и Ваших святых молитв о мне, грешном, и моих благодетелях, которых Бог знает...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий!
1. Часто человек забывает о том, что земная жизнь не единственное состояние человеческого бытия, а на самом деле является кратким прологом вечности. Самое большое зло – эти забыть о Боге и бессмертии своей души; а самое большое наказание – это лишиться богообщения и воскреснуть в вечном мраке и духовной пустоте, что, образно говоря, похоже на бессмертие самой смерти. Жизнь в вечности без Бога, похожа на пробуждение в гробу; это продолжающаяся агония, у которой нет конца. Поэтому люди, пользующиеся иллюзорными благами земной жизни и забывшие Бога, – самые несчастные из всех существ.
С другой стороны, люди, живущие добродетельно, но испытывающие гонения, пытки, болезни, потерю близких и другие несчастья, если будут благодарить за все Господа, то получат спасение и награду в вечности, как написано в Библии: «Вечером плач, а наутро радость».
Наказание в земной жизни может стать благом для грешника, как бы звоном колокола, зовущего его к Богу, что еще дает ему возможность покаяться и спастись. А люди, не получившие на земле наказания за содеянное зло, получат расплату в вечной жизни, где наказанию не будет конца.
2. Мне кажется, что не надо специально придумывать для себя унизительных прозвищ, так как мы к этому духовно еще не готовы. Лучше подготовлять себя к терпению и смирению, если нас будут обзывать такими словами.
3. У христианина ум должен быть направлен с молитвой к сердцу, а не глазеть по сторонам, и если он случайно увидит женщину, в неподобающей одежде, то должен кратко помолиться о ее исправлении, не удерживая в памяти ее образ.
4. Это зависит от духовного возраста – состояния человека. Как младенцу нужно молоко, а твердая пища принесет ему вред, и, напротив, для взрослого молоко уже не полезно, так мирская культура может по-разному повлиять на состояние духовной жизни. Но в общем надо помнить, что мирская культура, в большинстве ее проявлений, это клубок человеческих страстей.
5. Коллекционирование предметов искусства для духовной жизни ничего не дает, а только отнимает много сил и времени. Для христианина лучшая коллекция, которая все время пополняется – это непрерывная Иисусова молитва. А самая дорогая книга – это Евангелие.
Благодарю вас за поздравление.
Призываю на вас Божие благословение и молитвенно желаю вам духовного преуспеяния.
|