Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни



[09/09/2022] Аноним спрашивает:

Мне трудно простить очень близкого и дорогого мне человека за обман , причем на большие деньги, стоивший немало здоровья уже... и неизвестно, что будет еще. По Библии - чтить надо, и мое отношение двойственно, включает в себя не только обиду.

И тяжело об этом писать, и не хотелось бы, но как будто надо...

Вроде сейчас (последние пару месяцев) легче, но за счет безразличия, похожего на пассивное отчаяние, когда руки ничего не держат и т.д.

Простить и забыть - но я не могу назвать зло добром, обман добродетелью. Причём этот обман опирался на ряд мифов, от которых я также получил вред... Кстати, от разрушения мифов я иногда как будто в пику кому-то, а иногда интуитивно тянусь к каким-то другим людям, которые ассоциируются у меня с чем-то хорошим, а не подлым и лицемерным... но это тоже странно, а иногда связано с симпатиями к западному человеку, к западной женщине в пику "азиатчине" с внешней лестью и подковёрными интригами (хотя и на Западе этого хватает, но как будто Западная мораль, к которой я и Россию пока отношу, хвалила прямоту)? c культом беспрекословного послушания без рассуждения, отсутствия диалога и уважения собеседника и т.д.

Иногда возникает сильное ожесточение, cмешанное с расслаблением.

Молюсь иногда, но иногда мысли о молитве перешибают мысли о том, что я мерзок Богу , и молитва моя мерзкая, а покаяние действительно когда я отрекусь от своего разума (по-моему, у Св. Игнатия такое читал), то есть нет смысла....

Отцы советуют считать себя хуже. Но! Как можно считать себя хуже других, если я, например, не грабил банки, не считал деньги в чужих карманах, не убивал пока никого (да, можно сказать, что при иных обстоятельствах или в мыслях я мог это сделать, но остановить свои мысли тоже хорошо). Потом, я , например, лучше других могу или мог делать что-либо, почему я должен признавать себя хуже?

Как выпутаться из такого?

Простите за возможное многословие, если сочтете нужным, можете меня помянуть в своих молитвах...


Архимандрит Рафаил отвечает:

Аноним, имя которого ведает Господь!
Мне кажется, что главный узел проблем заключается в том, что вы забыли о вечности и о том, что жизнь каждого человека на земле – это путь от родильного дома к кладбищу. Этот путь может прерваться в любое время дня или ночи.

Просыпаясь утром, мы должны сказать себе: «Покайся перед Богом. Может быть, сегодняшний день будет последним в твоей жизни». Надписи на могилах указывают, что в земле лежат не только глубокие старцы, но малые дети, даже грудные, и каждый день и ночь на земле умирает множество людей.

Христианство открыло нам, что смерть является новым рождением – или в вечную радость или в вечную скорбь, зависимо от того, как мы жили. Господь будет судить нас по нашему сердцу. А в сердце суммируется невидимо для нас вся наша жизнь. Уныние чаще всего происходит от того, что мы привязаны к земной жизни и забываем о вечности; а земная жизнь подчинена времени, которое нельзя остановить или повернуть назад. Из-за этого, все случающееся с нами, мы воспринимаем болезненно, как будто это не эпизод, а главное в нашей жизни.

Однако все земное – видимое и материальное – иллюзорно, оно возникает и исчезает. Эта жизнь круговорот, где прошлое, проходя через демаркационную линию настоящего, сразу же обращается в прошлое.

Западное мышление вовсе не прямолинейно, оно переводит человека на рельсы двух страстей: гордости и похоти, и старается представить гордость как достоинство человека, а похоть – как его внутреннюю свободу. Поэтому духовный уклад Запада вовсе не эталон для православных.

Чтобы вам избавиться от тоски и уныния, надо помнить о неизбежности смерти, которая, однако, есть не тотальное уничтожение, как учат атеисты, а переход в вечную жизнь.

Чтобы избавиться от осуждения, надо помнить, что Господь справедлив, и каждый человек получит по делам своим, и в одной земле будет тлеть ваше тело и труп вашего обидчика. Тот, кто отнял обманом у вас деньги, не унесет их с собой в могилу, а, в конечном счете, он обманул сам себя.

Чтобы освободиться от власти иллюзорного времени, старайтесь перебивать свои мысли покаянием. Мысли о том, что ваша молитва и вы мерзки для Бога – это уловка диавола, который хочет лишить вас единственного пути к Богу – внутренней молитвы. Продолжайте творить Иисусову молитву, убивая ею посторонние мысли; она – свет души, и когда в этом свете вы увидите глубину и изнанку своего сердца, тогда посчитаете себя хуже других, но без уныния, а с надеждой на милосердие Божие.
Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили